Выделяют два аспекта организационного процесса:
1) деление организации на блоки, подразделения и разработка организационно структуры (в статичном виде);
2) установление взаимоотношений между подразделениями и уровнями управления. Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий.
Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы предприятия и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач.
Полномочия бывают следующих типов:
n линейные, которые формируют уровни подчинения, определяют узаконенную власть. Их делегирование называют скалярным процессом.
n аппаратные (штабные, функциональные), которые бываю трех видов - полномочия консультативные (главных специалистов предприятия), обслуживающие (специалистов отделов предприятия), полномочия личного аппарата (секретарей, помощников, референтов).
Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
|
|
М.П.Фоллет: «Искусство управления заключается в умении добиться выполнения работы другими», поэтому делегирование - акт, который превращает человека в руководителя.
Руководителю важно осознать и принять, что при делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного.
Концепции делегирования полномочий:
1) классическая - передачи полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному.
2) современная - принятия полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этого подчиненный имеет право отклонить требования начальника.
Делегирование линейных полномочий (скалярный процесс) формирует цепь команд, играет ключевую роль в процессе координации деятельности организации, необходимо для ограничения сферы контроля.
Препятствия к эффективному делегированию полномочий:
со стороны руководителя | со стороны подчиненного |
1. Отсутствие доверия к подчиненным 2. Боязнь потери власти 3. Отсутствие способности руководить, видеть перспективу, обучать 4. Боязнь риска 5. Отсутствие системы контроля за работой подчиненного 6. Уверенность, что руководитель сам выполнит работу лучше | 1. Боязнь ответственности, неуверенность в себе 2. Боязнь риска 3. Боязнь критики, нареканий 4. Перегрузка подчиненного 5. Отсутствие стимулов 6. Отсутствие необходимых ресурсов для выполнения работы (в том числе и незнание работы - отсутствие необходимых информационных ресурсов) |
Для преодоления препятствий необходимо их выявить и предпринять меры по существу причины: создать систему стимулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечить необходимыми ресурсами и т.п.