Проблема жизненных целей

Существует еще одна чрезвычайно важная составляющая психического здоровья человека - его способность самостоятельно определять цели своей жизни. Отсутствие осмысленной цели в жизни является по Франклу одной из причин невроза, проявляющегося прежде всего в скуке и апатии, во внутренней пустоте. Проблема поиска смысла своего существования важна для сохранения психического здоровья в любом возрасте, но есть период в жизни человека, когда она становится действительно ключевой - это период юности.

Общепризнанность этого утверждения сама по себе не решает чрезвычайно острой для молодого человека проблемы определения своего места в мире в той предельно сложной ситуации, в которой мы все сегодня оказались. Разрушение старой системы социальных ценностей при отсутствии сколь-нибудь внятных перспектив не может не влиять на душевно-нравственный мир подростков и юношей, да и непосредственно на их организм.

Сегодня, когда общая социальная ситуация в нашей стране не способствует формированию оптимистического отношения к будущему, когда она агрессивно начинает навязывать одну единственную ценность - материальное благополучие (ценность, неплохую саму по себе, но только если она не главная, не единственная в хрупком подростковом и юношеском возрасте), способность к целеполаганию становится особенно актуальной.

Итак, еще подчеркиваем важность наличия у молодого человека идеалов, ценностей, жизненных целей, причем не любых, а способствующих действительно прогрессивному развитию личности. Многочисленными исследованиями показано, что для различных категорий трудных подростков (неуспевающие, правонарушители и т.д.) характерны отсутствие жизненных целей, сужение и деформация временной перспективы.

Мы надеемся, что среди Ваших жизненных приоритетов обязательно окажется и здоровье. Ни в коем случае не допускайте, чтобы удовольствия, деньги или карьера достигались за счет здоровья. Пусть оно станет источником содержания и стиля Вашей жизни.

Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника и студента вовсе не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, обычно молодые люди испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив - этому тоже надо учиться.

Вначале необходимо сформировать у себя соответствующую мотивацию для такой учебы. Здесь тоже есть масса проблем. Во-первых, мы живем в стране, где способность самостоятельно ставить перед собой собственные цели долгое время была не из самых нужных. Во-вторых, существует устойчивый стереотип, который связывает слова «цель», «план» со скучной, неинтересной и часто бесплодной работой.

Между тем, согласно представлениям Максуэлла Мольца [26] «Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенапрвленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, направленный на заданную цель механизм, как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как механизм успеха или механизм неудач, в зависимости от того, как Вы, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели». Эти представления очень близки учениям отечественных физиологов П.К.Анохина [2] о функциональных системах организма и Н.А.Бернштейна [6]о программировании двигательных действий.

Конечно, удобнее просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо помнить, что в жизни всякий успех - результат тяжелого труда. Говорят, что японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени тратят именно на планирование и лишь 5% - собственно на реализацию. Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если Вы не ведете собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за Вас, включит Вас в свой план. И тут каждый волен выбирать....

Попробуйте сформулировать систему Ваших ценностей и тепринципы, которые руководят их выбором. Попытайтесь объяснить, что Вы хотите делать и чего достичь в жизни. Помните, что цели, которые Вы выбираете, должны быть достаточно труднодостижимы (легкие цели не побуждают), но реальными, ибо ноша, выбранная не по себе, делает невозможной достижение цели и серьезно подрывает здоровье. К главной цели легче идти, решая небольшие промежуточные задачи, поэтому определите краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели. Попробуйте установить желаемый для Вас уровень благополучия и подумайте, как этот выбор повлияет на достижение Ваших целей и стиль жизни.

Создавая образ желаемого будущего, Вы не предсказываете будущее, а всего лишь разбираетесь со своими интересами и желаниями. Поэтому на первом этапе Вам не нужно задумываться над тем, как Вы будете достигать желаемое, возможно лионои т.д. Не отмахивайтесь от того, что подсказывают Вам образы - в них отражается целостность Вашей жизни. Учитесь фантазировать, создавать воображаемые ситуации своей жизни и переживать их так, как если бы все это происходило на самом деле. Больше доверяйте своим желаниям. Борьба с собой так же бесперспективна, как и борьба с природой. Из нее невозможно выйти победителем.

Записывая то, чего Вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:

n формулируйте свои мечты в позитивных терминах

n будьте предельно конкретны

n постарайтесь составить ясное представление о результате

n формулируйте такие цели, достижение которых в принципе зависит от Вас

n подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям

Психологическое здоровье в отличие от близкого ему термина психическое здоровье означает не только отсутствие психической болезни, а в большей степени - потенциал человека, искусство выживания и приспособления. Эта система жизненных правил, жизненных стратегий и философии, совокупность знаний, умений и навыков, ведущих человека к процветанию, успеху, индивидуальному счастью, прочным и гармоничным связям с обществом и другими людьми.

Одним из важнейших свойств здоровой личности является умение грамотно переживать, перерабатывать внутренние психические состояния, снимать напряжение и расслабляться, обладать определенной стрессоустойчивостью, уметь быстро восстанавливать силы. Если такие умения отсутствуют возникает дезадаптация. Причем она всегда психосоматическая, т.е. души и тела и протекает в трех формах: невротической (невроз), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной.

Умение регулировать свой психологический статус - это прежде всего познание самого себя, своих слабых и сильных сторон, познание других и жизни, способность к самокоррекции и самоперестройке. На предыдущем занятии мы познакомились с некоторыми психологическими тестами, которые могут помочь Вам в оценке психологического статуса. Однако не следует преувеличивать их возможностей. Тесты не дают окончательного ответа на вопрос: «Каков человек на самом деле и чего ему от себя ждать?». Это связано с тем, что возможности научного исследования в психологии принципиально ограничены. Тесты могут лишь к какой-то степени ответить на вопрос, какие свойства есть у человека в данный момент. Но то, каков человек на самом деле, - это не столько то, каков он сейчас, сколько то, каким он может стать. Человек - это существо, устремленное в будущее. И то, что с ним будет происходить, зависит не только от его характеристик в данный момент и действующих на него обстоятельств, но и от его представлений о своем будущем. В психологии существуют парадоксальные и невозможные для естественной науки отношения между знанием и его объектом: характеристики объекта начинают зависеть от знаний о нем и изменяться при смене гипотез и теорий.

Поэтому никакие тесты не могут заменить процесс самопознания. Прежде всего необходимо научиться задавать себе два простых вопроса: «Что происходит со мной в данный момент?» и «Чего бы мне хотелось в следующий момент?». Кроме того, Вам необходимо умение точно и непредвзято восстанавливать в памяти свои прошлые действия и состояния. Научитесь ощущать свое тело, его потребности и возможности. Телесный опыт и телесные ощущения играют большую роль в развитии человека и оформлении его образа себя. Обратите внимание на связь между позой, движением и настроением. Очень важным является оценка того, в каком времени Вы живете. Люди различны в устройстве внутреннего времени. Спор о том, что важнее для человека - его прошлое, настоящее или будущее в философии и психологии не завершен, хотя зарубежная практическая психология все больше подчеркивает ценность жизни «здесь и сейчас».

При самопознании необходимо помнить, что человеческая психика имеет два уровня: неосознаваемое психическое и сознание. Подсознательное реализуется посредством психологической защиты и установок. Подробную классификацию различных форм психологической защиты приводит профессор Гарбузов В.И., [12]

n Агрессивные формы:

-экстрапунитивность (обвинять во всем других)

-поиск мишени

-праведный гнев

-самоутверждение путем унижения другого

-девальвация объекта беспокойства

n Рационализация:

-косметическая интерпретация

-проекция (перенос своих отрицательных качеств на другого)

-интроекция (положительные качества другого переносятся на собственные)

-искажение или замещение (что ни происходит толкуется в свою пользу)

-сдвиг во времени

-приятие-отрицание (желаемое воспринимается и наоборот)

-растворение ответственности

-идентификация (приписывается причастность к людям с высоким престижем)

n Капитуляция, отказ:

-геронтолизм (бегство в детство или старость)

-интропунитивность (во всем обвинять себя)

-импунитивность (искать причины своих неудач в обстоятельствах жизни)

n Сверхзащита:

-селекция информации

-защитный фасад

-персонализация тревоги (если не известен источник тревоги - просто устал)

-перестраховка

-фиксация (потерпел фиаско и больше не пробует)

-сверхконсерватизм

-вытеснение (забывается все, что неприятно)

-уход в себя

-отключение (сонливость, смертельная усталость)

-альтернативное переключение

-интрапсихическая адаптация (снижение уровня притязаний)

-сверхзащита отказа (по типу «а я и не хочу»)

-рассечение гордиевого узла

-ритуально- символические действия

-изживание (например, в рисунках)

-сублимация (потеряв что-то дорогое, уходите с головой в другое)

Проанализируйте непредвзято наличие у себя тех или иных форм психологической защиты. Психологическая защита оправдана, если она помогает Вам выживать, но она постыдна, если достигается за счет унижения и оскорбления чувства достоинства другого человека. То же самое и с установками. Есть фундаментальные установки, которые помогают человеку выживать и которые трогать нельзя, но есть и приобретенные, которые делают нас закомплексованными, они постоянно вторгаются в наше сознание и поведение, делая жизнь невыносимой. В этом случае они должны быть обнаружены, доведены до сознания, а затем - удалены за счет создания контрустановки.

Итак, Вы разобрались в себе и это очень важно, потому что факт получения знаний о своих возможностях, будучи использованным человеком при планировании своих будущих действий, изменяет сами возможности человека, создает новую траекторию его развития, отличную от той, которой она была бы, если бы он эти знания не получал. Теперь возникает чисто практический вопрос. Как улучшить свой психологический статус, снять нервное напряжение, научиться не раздражаться и не злиться понапрасну, жить так, чтобы положительные эмоции преобладали над отрицательными? С чего начинать?

Первое, что Вы должны сделать впереди всех действий по улучшению здоровья - это попробовать разобраться в своих жизненных ценностях и целях. Отсутствие жизненных целей - очень распространенный недуг, иначе счастливых людей было бы гораздо больше. Попробуйте сформулировать систему Ваших ценностей и те принципы, которые руководят их выбором. Попытайтесь объяснить, что Вы хотите делать и чего достичь в жизни. Помните, что цели, которые Вы выбираете, должны быть достаточно труднодостижимы (легкие цели не побуждают), но реальными, ибо ноша, выбранная не по себе, делает невозможной достижение цели и серьезно подрывает здоровье. К главной цели легче идти, решая небольшие промежуточные задачи, поэтому определите краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели. Попробуйте установить желаемый для Вас уровень благополучия и подумайте, как этот выбор повлияет на достижение Ваших целей и стиль жизни. Мы надеемся, что среди Ваших жизненных приоритетов обязательно окажется и здоровье. Ни в коем случае не допускайте, чтобы удовольствия, деньги или карьера достигались за счет здоровья. Пусть оно станет источником содержания и стиля Вашей жизни, ибо жизнь - это реализация здоровья - способности к самосохранению и саморазвитию Вашего и всех.

Создавая образ желаемого будущего, Вы не предсказываете будущее, а всего лишь разбираетесь со своими интересами и желаниями. Поэтому на первом этапе Вам не нужно задумываться над тем, как Вы будете достигать желаемое, возможно ли оно и т.д. Не отмахивайтесь от того, что подсказывают Вам образы - в них отражается целостность Вашей жизни. Учитесь фантазировать, создавать воображаемые ситуации своей жизни и переживать их так, как если бы все это происходило на самом деле. Больше доверяйте своим желаниям. Борьба с собой так же бесперспективна, как и борьба с природой. Из нее невозможно выйти победителем.

Очень важным является умение различать то, каким Вы хотите стать, и каким являетесь на самом деле - это очень важная способность человека. Она позволяет ему изменить себя в желаемом направлении. Как выбрать тот вариант будущего, к которому есть смысл стремиться? Лесли Камерун-Бэндлер [19]предлагает для этого ответить на четыре вопроса:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: