Подкреплением считается любое событие, увеличивающее, уменьшающее или исключающее вероятность удовлетворения наличной потребности.
Событие, связанное с удовлетворением потребности, и сам факт удовлетворения потребности являются положительным подкреплением.
Факт неудовлетворения потребности считается отрицательным подкреплением.
Такой подход объясняет существование форм научения без выраженного подкрепления, например, импринтинга или латентного научения.
У Павлова и Скиннера:
У Павлова – натуральное и условное подкрепление.
У Скиннера – первичное и вторичное подкрепление.
Условное (вторичное) подкрепление – это событие, регулярно предшествующее факту подкрепления, начинает нести информацию о его наступлении и, по законам развития условного рефлекса, само становится подкреплением. Т.е. условное подкрепление - это воздействие, вызывающее безусловную реакцию.
Условное (вторичное) подкрепление строится на основе классического условного рефлекса, т.е. на основе натурального подкрепления.
|
|
Условное подкрепление делят на:
· Условное положительное подкрепление – «Хорошо».
· Условное отрицательное подкрепление – «Фу». (условное аверсивное подкрепление)
Таким образом, различают:
1. натуральное (первичное в оперантном научении) подкрепление, заключающееся в непосредственном воздействии на животное (кормление, поение, оглаживание, причинение боли или неприятных ощущений).
2. условное (вторичное в оперантном научении) подкрепление, образующееся по законам классических условных рефлексов.
По мере тренированности, свойства условного подкрепления могут приобретать команда, а при инструментальных рефлексах — действия животного или даже данные обстановочной афферентации — потому, что, чаще или реже, их результатом бывает подкрепление. Чтобы условное подкрепление не потеряло своего сигнального значения, время от времени его необходимо подтверждать непосредственным воздействием на животное, то есть натуральным подкреплением.