Моделирование соревновательной обстановки

Когда дартсисты учатся идеомоторно воспроизводить свои технические действия в зависимости от заданной программы и отчетливо визуализировать различные зрительные образы, находясь в состоянии радостной приподнятости и абсолютной уверенности в себе, которое должно сопровождать их в дальнейшем как во время тренировок, так и во время соревнований любого ранга, можно переходить к следующему этапу — моделированию соревновательной обстановки.

В то время, когда спортсмены находятся в состоянии аутогенного погружения, тренер (руководитель) проводит вводную часть занятия, заключающуюся в кратком описании соревновательной обстановки: «Вы являетесь участниками таких-то соревнований, находитесь в зале (желательно указать в каком, если соревнования действительно будут проходить в этом зале или когда-либо проходили), регистрация закончилась, жеребьевка проведена, пары определены, к мишени вызывается пара...». Команда судьи: «К центру», команда судьи: «Начинает...». Во время описания тренером вводной части дартсисты визуализируют описываемую обстановку и настраиваются на предстоящую деятельность, вызывая или сохраняя необходимое внутреннее состояние комфорта и уверенности, после подачи соответствующих команд начинают идеомоторное воспроизведение броска.

Во время идеомоторного воспроизведения бросков возможно введение различных специфических для соревнований помех (объявление других пар, шум, создаваемый проходящими мимо игроками и присутствующими болельщиками, некоторые из которых подсказывают вслух счет, объявления о сроках проведения финалов, вызов к мишени не появившегося игрока и т.д.

Вводя различные помехи, тренер (руководитель) должен учитывать особенности личностных качеств дартсистов, прогнозировать их возможную реакцию на те или иные раздражители, а также учитывать условия и особенности соревнований, климатические и метеорологические условия, индивидуальную реакцию определенных спортсменов на неудобное для них положение для бросков, замену красного «булла» на черный, неудовлетворительный уровень освещенности и т.д.

Для повышения эффективности занятий дартсистов можно подразделить на группы в зависимости от особенностей их характера, темперамента, подготовленности, квалификации, особенностей реакции на определенные помехи и других показателей. Возможно проведение индивидуальных занятий.

На этом этапе подготовки надо программировать у спортсмена примерный результат, который необходимо показать, учитывая его возможности для того, чтобы дартсист был готов к возможному результату и не боялся, но и не слишком радовался ему, так как неожиданно возникшее изменение эмоционального состояния может негативно отразиться на эффективности выполняемой деятельности и на результате. Поэтому необходимо помнить, что дартсист, особенно во время выполнения бросков, должен сохранять оптимальное для него психическое состояние.

Используя перерывы, возникающие во время соревнований, он может восстанавливать свои силы и настраиваться на предстоящую работу, находясь в состоянии аутогенного погружения.

Все вышеперечисленные методы воздействия могут быть изменены в зависимости от индивидуальности тренера (руководителя занятий), решаемых задач, этапов и периодов подготовки и особенностей занимающихся. Дартсисту, который хочет добиться максимально высоких и стабильных результатов, необходимо научиться быстро оценивать обстановку и мгновенно вносить необходимые изменения в свои действия, поведение и т.д., быть постоянно адекватным тем условиям, в которых он находится. Это возможно только при необходимом уровне чувствительности, полном самоконтроле своих мыслей, чувств и действий.

Для этого необходимо полное осознание как самого себя, так и окружающей обстановки, а также конкретных задач, которые он решает в настоящий момент.

Для того, чтобы формировать эту способность, дартсист должен постоянно, на протяжении всей своей спортивной деятельности, приобретать и совершенствовать навыки самоконтроля и саморегуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: