Технические характеристики металлокорда перспективных конструкций

Назначение металлокорда Марка металлокорда Конструкция металлокорда Диаметр, мм Разрыв, Н Масса пог.м, г Адге- зия, Н Шаг, мм
Брекер легко-вых шин 3Л30 НТ 3Л30 ОСНТ 4Л28 НТ 2+1×0,30НТ 3×0,30ОСНТ 2+2×0,28НТ 0,75 0,64 0,74   1,66 1,66 1,94    
Брекер легко-грузовых шин 13Л22/20/15 НТ 9Л23 НТ 9Л25 НТ 6Л23/28 НТ 3×0,22/9×0,20+0,15НТ 2+7×0,23НТ 2+7×0,25НТ 0,23+5×0,28НТ 1,15 0,91 0,98 0,79   3,33 2,93 3,47 2,74   12,5/5 6,3/12 7/14
Брекер сред-негрузовых 13Л28/26/15НТ 9Л230/35НТ 3×0,28/9×0,255+0,15НТ 3×0,20+6×0,35НТ 1,36 1,13   5,20 5,34   16/5 10/18
Брекер тяжё-лых грузовых 13Л35/32/15НТ 13Л37/34/15НТ 3×0,35/9×0,32+0,15НТ 3×0,36/9×0,34+0,15НТ 1,66 1,71   8,30 9,14   18/5 20/5
Каркас гру-зовых шин 19Л20/18 19Л22/20 19Л25/22 0,20+18×0,175 0,22+18×0,20 0,25+18×0,22 0,90 1,02 1,13   3,73 4,73 5,85   14,5

Работоспособность металлокорда во многом определяется качеством исходного материала – катанки. Снижают её качество наличие микротрещин и высокий уровень неметаллических включений. Прочность металлокорда и её сохранность при эксплуатации повышают за счёт использования проволок с высокой удельной прочностью (НТ), а также их контактного расположения в витой структуре. По мнению ведущих специалистов, в современных конструкциях шин требования к металлокорду для каркаса и брекера должны различаться. При линейном касании проволок повышается интенсивность износа их поверхности, что меньше снижает прочность металлокорда по сравнению с точечным касанием проволок, когда уменьшается площадь поперечного износа в месте контакта. Поэтому для каркаса рекомендуют конструкции: 0,20 + 18 × 0,175; 0,22 + 18 × 0,20 и 0,25 + 18 × 0,22. Металлокорд с высокой прочностью проволок дороже аналогичных конструкций из проволок нормальной прочности из-за пониженных скоростей переработки, кроме конструкций с большим диаметром проволок: 3 × 0,20 + 6 × 0,35 и 3 × 0,365/9 × 0,34 + 0,15НТ. Применение металлокорда с высокой прочностью и большим (на 20%) шагом укладки при равной прочности слоёв становится также экономически оправданным.

Качество металлокорда оценивается показателями прямолинейности, нераскручиваемости, выносливости и остаточного кручения. Металлокорд на прямолинейность оценивается по отрезку нити длиной в три метра, который должен лежать в состоянии покоя на плоскости, ограниченной двумя прямыми линиями с расстоянием между ними 75 мм. Показатель улучшается путём снятия внутренних напряжений, влияет на точность расположения нитей в полотне и равномерность распределения нагрузок в шине, и у отечественного металлокорда он хуже по сравнению с зарубежным. Нераскручиваемость влияет на прочность связи металлокорда с резиной и проявляется в том, что после разрыва он не расплетается при однократном надавливании на конец нити. Выносливость металлокорда определяет устойчивость прилагаемых к шине нагрузок «сжатие-растяжение-перегиб» и зависит от геометрии расположения проволок, качества катанки и величины остаточных напряжений в проволоках после свивки. Остаточное кручение характеризуется крутящим моментом находящегося в свободном состоянии металлокорда и определяет его технологические свойства, а большие значения этого показателя приводят к выходу единичных проволок из брекера покрышек и его разрушению.

Недостатки металлокорда - высокая плотность, низкие значения коррозионной стойкости и выносливости при многократных деформациях изгиба. Эксплуатационные свойстваметаллокорда зависят от его адгезионной способности, прочности связи с резиной, на которые в свою очередь влияют условия и срок его хранения. Поэтому за рубежом для контроля условий хранения металлокорда в полиэтиленовую тару помещают, кроме силикагеля-осушителя, видимый через оболочку индикатор влажности.

Текстильный корд в большом ассортименте разных типов и плотностей (количество нитей на 10 см ширины полотна) применяется в конструкции шин различного назначения. Частота нитей корда в слоях диагональной покрышки определяется отношением толщины нити (b) к шагу (t) и равна 0,7-0,75 в основных слоях каркаса, 0,5-0,6 в последних слоях каркаса и 0,3-0,4 в брекере. В основных слоях каркаса применяют плотный корд с 89-95 нитями на 10 см ширины полотна (25А или 28КНТС), в последних слоях – разрежённый с плотностью 72-75 нитей (252А или 282КНТС), а в брекере - редкий корд, обозначенный третьей цифрой 3 в марке (133А, 133КНТС), с плотностью 47-61 нить. Снижение плотности корда позволяет за счёт увеличения резиносодержания от жёсткого каркаса к резиновому протектору повысить прочность связи между слоями покрышки, что обусловлено различиями в деформации слоёв при эксплуатации шины – верхние слои деформируются больше нижних. В технологии шин применяют полиамидный, полианидный, вискозный, полиэфирный и стеклокорд.

Полиамидный корд занимает в технологии шин России одно из ведущих мест и имеет маркировку КНТС, где К обозначает капроновый, Н - изготавливается из непромытого волокна, Т - требующий термовытяжки, С - заправленный стабилизатором (табл.1.12). Анидный корд по свойствам превосходит капроновый, для каркаса однослойных радиальных легковых шин имеет маркировку 13АЛТДУ, где А – анидный, Т – термообработанный, Л – для легковых шин, ДУ – двухкомпонентный уток (х/б + анид). Для каркаса и брекера СКГШ применяют высокопрочный корд марок 30А и 302А. Полиэфирный корд (лавсан) за рубежом применяется при армировании каркаса легковых и грузовых шин небольшого размера. Вискозный корд – это первый корд из искусственных волокон низкой стоимости, высокой теплостойкости и низкой усадки, заменивший хлопчатобумажный, но в последние годы активно заменяется синтетическими кордами - полиамидным и полиэфирным. Недостатки – высокая гигроскопичность, пониженные разрывная прочность и усталостные свойства. Стеклокорд из волокон алюмоборсиликатного стекла, которые обработаны для снижения хрупкости кремнийорганическими соединениями, реагирующими с поверхностью силикатного стекла и полимерным пропиточным составом. По свойствам он близок к металлокорду и позволяет на 10-14% уменьшить массу шины и на 20-30% - её стоимость. С точки зрения повышения качества шин перспективны новые высокомодульные корда из ароматических полиамидов, близкие по деформационным характеристикам к металлокорду, при этом имеют меньшую массу, в пять раз меньшую плотность и не подвержены коррозии.

Таблица 1.12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: