Сущностное свойство организационной культуры – служить социальным идеалом государственного органа, выступая в диалектическом единстве цели, образа и нормы служебной деятельности. Как цель организационная культура содержит запланированный результат служебной деятельности и отношений. Как образ она дает представление о желательном состоянии служебной деятельности и отношений в государственном органе. Однако желательное состояние не отодвигается в отдаленное будущее. Будучи нормой, организационная культура предписывает служащим здесь и сейчас следовать определенным принципам деятельности и правилам поведения на службе. Вследствие этого, организационную культуру необходимо изучать и оценивать не в статике, а в динамике.
Динамика организационной культуры определяется ее функциями. Из большого множества функций в качестве основных целесообразно выделить адаптивную, интегративную и регулятивную функции организационной культуры.
Адаптивная функция обеспечивает трансформацию государственного органа и изменение его организационной культуры таким образом, чтобы ценности, нормы и правила служебного поведения соответствовали новым требованиям государственной власти и ожиданиям общества. В настоящее время государственная служба России поставлена перед необходимостью адаптации в условиях становления новой системы государственного управления, рыночной экономики и гражданского общества, поэтому процесс ее реформирования в качестве неотъемлемого компонента должен включать модернизацию культуры служебной деятельности. Опыт реформирования государственной службы Австралии, Англии, Канады и других стран на рубеже ХХ–ХХI вв. был успешным потому, что программа мер включала несколько стратегий, одна из которых составляла модернизацию организационной культуры государственной службы, направленную на ее адаптацию, приведение в соответствии с новыми требованиями общества и государства. Есть основания предполагать, что следующий этап реформирования государственной службы России будет содержать в качестве неотъемлемого компонента модернизацию культуры.
|
|
Интегративная функция организационной культуры заключается в установлении, поддержании и развитии между государственными служащими таких отношений, которые обеспечивали бы уровень взаимопонимания и взаимодействия, необходимый для выполнения возложенных на них обязанностей. При этом одинаково значимы нормы и правила, регламентирующие как служебные, так и межличностные отношения.
Регулятивная функция организационной культуры состоит в обеспечении коллективного программирования сознания и поведения государственных служащих. Разделяемые всеми или большинством сотрудников государственного органа ценности, нормы и правила задают поведенческие установки, выступают критериями оценки индивидуального поведения на службе. Игнорирование организационно-культурных ценностей и норм, нарушение установленных правил чревато не только административными мерами со стороны руководителей, но и, что не менее действенно, негативными социальными санкциями со стороны коллег.
|
|
Для описания структурных элементов организационной культуры наиболее часто употребляются такие понятия, как представления, ценности, убеждения, нормы и правила. Необходимо обратить внимание на то, что данные понятия взаимосвязаны. При этом содержание понятия «ценность» часто раскрывается как устойчивое убеждение, а убеждение – как осознанное представление о чем-либо.
Используя системный подход к исследованию организаций, можно структурировать представления государственных служащих следующим образом.
·Представления о целях деятельности государственного органа, его миссии, т.е. предназначении.
·Представления о структуре государственного органа как совокупности социальных ролей, взаимосвязанных между собой и реализуемых государственными служащими.
·Представления сотрудников органов государственной власти о себе.
·Представления о технологиях. Понятие «технологии» в данном случае может употребляться в двух значениях. Во-первых, это система физических объектов – оборудование, техника, материалы, применяемые на службе, сооружения организации. Во-вторых, это совокупность упорядоченных действий, процедур решения поставленных задач (например, технология принятия решения), а также знания, умения и навыки, которыми обладает большинство сотрудников.
·Представления о внешней среде, прежде всего об обществе, социальных группах и гражданах, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государственных служащих.
В отличие от представлений и убеждений, ценности обозначают разного рода объекты, желательные процессы и отношения, благодаря которым удовлетворяются потребности членов организации. Ценности детерминируют нормы деятельности государственных служащих, которые выступают образцами мышления и поведения индивидов, выполняя регулятивную функцию. Они связаны с определенной сферой деятельности, конкретизируются в правилах служебного поведения и реализуются в служебном поведении. Совокупность норм и правил формирует модели поведения, соответствующие ценностям культуры.