Методы изучения научного творчества. Диалектика личностных и внеличностных факторов, влияющих на процесс научного открытия. Концепция «личностного знания» М. Полани

В последние годы наиболее ярки 2 подхода: 1. Когнитивный – основан на изучении закономерности мышления человека при помощи конкретных наук (когнитивной психологии, нейропсихологии, изучение искусственного интеллекта)

Совершенствование компьютерной техники позволяет смоделировать принципы научной активности. Психология научного творчества занимается разработкой психологических факторов. Анализируется творческая личность:

1.Развитое воображение

2.Ассоциативное мышление

3.Предыдущий опыт успешной исследовательской деятельности

4.Уверенность в своих силах

5.Интеллект независимость

6.Сильная мотивация

Мотивация проявляется в целеустремленности в устойчивом интересе к предмету в интеллектуальной направленности. Анализ мотивации показывает, что она обусловлена несколько психологическими, сколько социальными мотивами.

1.Наличие творческой свободы т.е. свобода выбирать предмет и средства исследования

2.Причастность к продуктивным научным школам

3.Социальная поддержка и признание

Социально-психологические факторы

1.Стремление действовать по шаблону

2.Страх неудачи

3.Старх сделать ошибку

Сознавая значимость научного творчества – разработка методики повышения потенциала личности. Альт – шулер «ТРИЗ» теория решения изобретательных задач которая была предназначена для ученых и инженеров. (В СА это теория называется «Мозговой турм»)

1.Исключается критика и можно высказывать любую мысль

2.Поощряется необузданнее ассоциирование, чем более дикие тем лучше

3.Количество идей должно быть как можно больше

4.Разрешается какое угодно комбинирование высказываний и их видоизменение

2.Синектика – способность сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым:

- отождествлять себя с каким-либо элементом проблемной ситуации

- использовать поэтические образы и метафоры для поэтических задач

- создать фантастические аналогии. Концепция «личностного знания» М.Полани Личностное знание – это интеллектуальная самоотдача, поэтому в его претензии на истинность имеется определенная доля риска. Объективное знание такого рода может содержать лишь утверждения, для которых не исключена возможность оказаться ложными… Я показал, что в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности и что эта добавка – не свидетельство несовершенства, но насущно необходимы элемент знания.

Субъективное, личностное и всеобщее. Личностная причастность познающего субъекта тому процессу познания, которому он вверяет себя, осуществляется в порыве страсти. Мы осознаем интеллектуальную красоту как ориентир для открытий и как признак истинности.

35. Позитивистский образ науки: эмпиризм – верификационизм – интернализм – кумулятивизм. Несостоятельность позитивистского разведения «логики открытия» и «логики обоснования» ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria - опыт) - направление ф теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, чо фсе знание основывается на опыте. При этом, другая познавательная способность человека - разум - рассматривается ф Э. только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам ф опыте, а также как способность, ф принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соотведствующем опыте. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался ф 17-18 вв. В истории философии Э. выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный логический Э. и т.д.), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления), и как материалистический Э. (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк и др.), считавший, чо источником чувственного опыта является объективно существующий мир. Противоположен Э. - рационализм. (См. также Опыт, Эмпирическое и теоретическое.) Т.Г. Румянцева. ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ (от лат. verificare — доказывать истину) — философско-методологическая установка на применение «принципа верификации» (истинность научных высказываний удостоверяется путем их опытной проверки) в качестве одного из основных критериев научной рациональности, позволяющих провести разграничительную линию между научным и вненаучным знанием. В. является формой «научного анализа понятия опыта», свойственной неопозитивистской программе эмпирического обоснования науки. В основе В. — идея о структуре опыта как совокупности (комбинации) неделимых, абсолютно простых фактов или событий, допускающих однозначное отображение в предложениях языка (эта идея выдвигалась сторонниками логического атомизма — Б. Расселом, Л. Витгенштейном). Согласно принципу верификации, каждое научно осмысленное предложение может быть сопоставлено с фактами чувственного опыта. Предложения, не допускающие такого сопоставления, выводятся за рамки научной рациональности как не имеющие научного смысла (например, предложения метафизики). Предложения, подтверждаемые (хотя бы потенциально) опытными данными, считаются истинными, опровергаемые — ложными. В. эволюционировал от первоначального «наивного» варианта, согласно которому всякий факт опыта мог быть выражен определенным «протокольным» высказыванием, к более гибким вариантам, которые позволяли считать научными высказывания, не имеющие непосредственного «чувственного» эквивалента (напр., высказывания о прошлых событиях, высказывания, проверка которых в настоящее время технически невозможна, законы теоретического естествознания и т. д.).Интернализм – философско-методологическая позиция, согласно которой научное знание и стандарты его обоснования не зависит от социокультурных условий. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с универсальными эпистемологическими стандартами и определяться только самой изучаемой реальностью, независимо от социокультурных условий её изучения.Ведущие программы классической эпистемологии (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Спенсер и др.) исходили из возможности создания однозначной "логики открытия", которая позволяла бы осуществлять научное познание вне зависимости от любых внешних факторов. В дальнейшем от попыток такого рода фактически отказались. Кумулятивизм (от лат. cumulatio - увеличение, скопление) - общая для ряда направлений в логике, методологии и философии науки эпистемологическая модель роста научного знания, согласно которой эволюция науки сводится к постепенному непрерывному накоплению абсолютно достоверных, непроблематичных (или высоковероятных) атомарных истин (теорий). Впервые кумулятивистскую модель роста научного знания выдвинул Г. Галилей, который считал, что по своему достоверному содержанию человеческое познание равно божественному, уступая ему лишь с экстенсивной стороны, т.е. по отношению к множеству познаваемых объектов. Поэтому процесс человеческого познания правомерно представить в виде бесконечного линейного накопления частных, "атомарных" истин. Как бесконечно малые части всеобщей абсолютной истины такие частные истины совершенно не зависят от дальнейшего экстенсивного развития знания. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Построение научной теории мыслится двухступенчато: первое – это выдвижение гипотезы, второе – это обоснование.Рассмотрение этапа формирования гипотезы и этапа ее обоснования во взаимодействии позволяет заключить, что процесс обоснования гипотезы вносит не менее важный вклад в развитие науки, чем процесс генерации гипотезы. В ходе обоснования происходит развитие содержания научных понятий, что, в свою очередь, формирует концептуальные средства для построения будущих гипотетических моделей науки.Эти два этапа не обязательно осуществляется одним исследователем. Как свидетельствует история науки, эта деятельность, как правило, осуществляется многими исследователями, образующими научные сообщества. Определение обоснования опирается на процедуру сведения неизвестного к известному, незнакомого к знакомому. Весьма громко заявила о себе позиция, связанная с отказом поисков рациональных оснований научного открытия. В логике открытия большое место отводится смелым догадкам и часто ссылаются на аналоговое моделирование, на эвристику и интуицию, которая сопровождает процесс научного открытия.Особенности логики открытия: 1) Конструктивное изменение наблюдаемых условий; 2) созидание иной научной предметности, не встречающейся в готовом виде; 3) интегративное перекрещивание принципов на «стыке наук». Научное объяснение включает в себя следующие элементы:

1) эмпирическую проверку предположений, говорящих об определенных условиях;

2) эмпирическую проверку универсальных гипотез, на которых основывается объяснение;

3) исследование того, является ли объект логически убедительным.

Предсказание в отличие от объяснения состоит в утверждении о некотором будущем событии. Можно говорить о структурном равенстве процедур обоснования и предсказания. Очень редко объяснения формулируются столь полно, что могут проявить свой предсказательный характер, чаще объяснения не полны. Выделяют объяснения причинные и вероятностные.

36. Основные положения философии науки К.Поппера: «критический рационализм» - фальсификационизм – теория 3-х миров и принцип автономии научного знания. Карл Поппер предлагает позицию критического рационализма, предметом исслед-ия которой является рост науч. знания — анализ выдвижения, проверки и смены научных гепотез. Он создатель методологической концепции фальсификации, т.е. опровергаемости теоретических гипотез посредством сопоставления их эмпирических исследований с данными опыта. П. отвергает существование к-л критерия истины, кот-й позволил бы выделять истину из всей совокупности наших убеждений. Выявляя и отбрасывая ложь в науч. воззрениях, приближаемся к истине. Исходя из этого П. решает проблему демаркации (разграничения) науки и ненауки. В кач-ве критерия научности теории он принимает ее возможную фальсифицируемость: только та теория научна, кот-я в принципе м.б. опровергнута опытом. Основными понятиями концепции научного знания, развитой К.Поппером, являются следующие: проблема демаркации; принцип фальсификации; принцип фаллибилизма; теория "трех миров".ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ - понятие из философской концепции К.Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации. ПРИНЦИП ФАЛЬСИФИКАЦИИ - принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом(знание может быть сведено к протокольныим предложениям, которые описывают чувственный опыт). Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке. ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое науч. знание носит лишь гипотетический хар-р и подвержено ошибкам. Рост науч. знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений. ТЕОРИЯ "ТРЕХ МИРОВ" - теория философской концепции К.Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки. кн. «Объективное знание»:Если использовать слова «мир» или «универсум» не в строгом смысле, то можем различить следующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных(ментальных) состояний, и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства.По К.Попперу: -Обитателями третьего мира являются прежде всего теоретические системы, проблемы и проблемные ситуации.Однако его наиболее важными обитателями являются критические рассуждения (состоянием дискуссий или состоянием критических споров)Три главных тезиса, которые относятся к эпистемологии, при этом эпистемологию я рассматриваю как теорию научного знания.Первый тезис, следовательно, содержит утверждение о наличии двух различных смыслов понятий знания или мышления: (1) знание или мышление в субъективном смысле, состоящее из состояний ума, сознания или диспозиций действовать определенным образом; (2) знание или мышление в объективном смысле, состоящее из проблем, теорий и рассуждений, аргументов как таковых. Знание в этом объективном смысле в целом не зависит от чьего-либо требования нечто знать; оно также не зависит от чьей-либо веры или диспозиции соглашаться, утверждать или действовать. Знание в объективном смысле есть знание без того, кто знает оно есть знание без познающего субъекта.Итак, первый тезис, до сих пор не доказанный, а только проиллюстрированный, состоит в том, что традиционная эпистемология с ее концентрацией внимания на втором мире, или знании в субъективном смысле, не имеет отношения к исследованию научного знания. Второй тезис состоит в том, что эпистемология должна заниматься исследованием научных проблем и проблемных ситуаций, научных предположений (которые рассматриваю просто как другое название для научных гипотез или теорий), научных дискуссий, критических рассуждений. Короче, для эпистемологии решающее значение имеет исследование третьего мира объективного знания, являющегося в значительной степени автономным.Третий тезис - состоит в следующем: объективная эпистемология, исследующая третий мир, может в значительной степени пролить свет на второй мир субъективного сознания, особенно на субъективные процессы мышления ученых, но обратное не верно.Наряду с ними формулирую три дополнительных тезиса.Первый из них состоит в том, что третий мир есть естественный продукт человеческого существа, подобно тому, как паутина является продуктом поведения паука.Второй дополнительный тезис (думаю, что он имеет очень важное значение) состоит в том, что третий мир в значительной степени автономен,хотя мы постоянно воздействуем на него и подвергаемся воздействию с его стороны. Он является автономным, несмотря на то, что он есть продукт нашей деятельности и обладает сильным обратным воздействием на нас, то есть воздействием на нас как жителей второго и даже первого миров.Третий дополнительный тезис состоит в том, что посредством этого взаимодействия между нами и третьим миром происходит рост объективного знания и что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, то есть эволюцией растений и животных.Идея автономииявляется центральной в теории третьего мира: хотя третий мир есть человеческий продукт, человеческое творение, он в свою очередь создает свою собственную область автономии; то же самое происходит и с продуктами деятельности других животных. Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что, хотя значение слова «знание», подобно вопросу о значениях всех других слов, несущественно, важно различать разные смыслы данного слова:

(1) субъективное знание, которое состоит из определенных врожденных диспозиций действовать и из их приобретенных модификаций;

(2) объективное знание, например науч. знание, которое состоит из предположительных теорий, открытых проблем, проблемных ситуаций и рассуждений.

Вся науч. деятельность есть деятельность, направленная на рост объективного знания. Мы являемся работниками, которые способствуют росту объективного знания, подобно каменщикам, строящим собор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: