Теория государства и права — это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов):
· теории государства;
· теории права.
Вместе с тем есть и некоторые проблемы, общие для обеих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.).
В литературе, однако, высказано мнение, согласно которому идея неразрывной связи государства и права ограничивает предметную область теории государства и права закономерностями, общими для государства и права. В результате чего «собственные закономерности права, коренящиеся в общественной системе, отошли на задний план, а взаимосвязь между государством и правом стала трактоваться, при всех существующих оговорках, как причинно-следственная зависимость права от государства» (В.А. Козлов). Также подчеркивается, что это ведет к приоритету государственной власти над правом, социальной справедливостью, нравственными принципами. Поэтому предлагают отказаться от искусственного объединения теории государства и права в составе общей теории и выделить теорию права в самостоятельную науку со своим предметом.
|
|
Думается, что авторы подобной точки зрения не совсем правы. Дело не в самой идее неразрывной связи государства и права. Это, в принципе, аксиома. Нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать его только с государством. Право — средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в социальных отношениях, гражданском обществе (что может проявляться в референдумах, всенародных обсуждениях, во влиянии избирателей на законодательные органы и т.п.).
При всей взаимообусловленности государства и права последнее всегда должно быть «открыто» для человека, различных социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимосвязь права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимосвязи с другими, что предполагает рассмотрение права в более «автономном» плане. К тому же, исследуя проблемы государственности, мы тем самым в большей мере постигаем и само право. Одно без другого, как известно, существовать не может. Вот почему теорию права нет необходимости отрывать от теории государства.