две группы общественных метатеорий (по Ф. Уэбстеру):
1. концепции, утверждавшие переход
общества в новую, «информационную» («постиндустриальную») эпоху, т. е. теории собственно «информационного общества».
• постиндустриализма (Дэниел Белл);
• гибкой специализации (Майкл Пайор, Чарльз Сейбл);
• информационного способа развития (Мануэль Кастельс);
• постмодернизма (Жан Бодрийяр, Марк Постер, ЖанФрансуа Лиотар, Джанни Ваттимо).
2. • неомарксизм (Герберт Шиллер);
• регуляционная теория (Мишель Альетта, Ален Липиц);
• теория гибкой аккумуляции (Дэвид Харви);
• теория рефлексивной модернизации (Энтони Гидденс);
• концепция публичной сферы (Юрген Хабермас).
Теории журналистики
Нормативные теории -
оперируют модальностью «должного» и выводятся дедуктивно из общественных метатеорий в соответствии с их телеологией, дают представление о предназначении журналистики, ее функциях (опять же, нормативных, а не эмпирически фиксируемых), идеальных алгоритмах практической деятельности.
|
|
Теории выстроенные индуктивным путем при помощи эмпирического анализа реального функционирования журналистики в разных обществах, описывают не идеальные, а реально действующие модели с учетом всех вовлеченных факторов.
Современные проблемы
Отечественной теории журналистики
Важной проблемой данной научной дисциплины является неопределенность ее языка.
для Е. П. Прохорова «журналистика» и «СМИ» – синонимичные понятия.
для Е. В. Ахмадулина понятие «журналистика» шире, чем СМИ, ибо он считает СМИ просто совокупностью каналов.
Для Е. Л. Вартановой и И. Д. Фомичевой понятие «СМИ» шире, чем понятие «журналистика».
Объект, предмет, методы работы – это то, что определяет ход как отдельного исследования, так и научной дисциплины в целом.
РАЗДЕЛ 4
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
И МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Об интеграции дисциплин
В 20 в. сложились две изначально близкие, сегодня практически объединившиеся дисциплины: социология журналистики и социология массовой коммуникации (на Западе принято говорить об исследованиях медиа, или журнализма, и исследованиях массовой коммуникации).
Наблюдается взаимопроникновение социально- психологических, социопсихолингвистических, экономических, культурологических, политологических подходов.
Зачастую представители этих наук используют одни и те же методы сбора информации.
Ключевые понятия: журналистика,