Распределение по полу и возрастам

Таблица 7

Шкала Мальчики 3 класс Мальчики 4 класс
Умный    
Хор. товарищ    
Хор. ученик    
Уверенный в себе    
Здоровый    
Красивая/ сильный    

Средние значения шкал у мальчиков

Тенденция за год не изменилась, мальчики склонны к понижению своей самооценки с возрастом, особенно это заметно по шкалам «Умный» «Хороший товарищ» «Сильный», но при этом повышают самооценку по шкалам «Уверенный в себе» и «Здоровый», возможно компенсация «силы» за счет «здоровья»

Таблица 8

Средние значения шкал у девочек

Шкала Девочки 3 класс Девочки 4 класс
Умный    
Хор. товарищ    
Хор. ученик    
Уверенный в себе    
Здоровый    
Красивая/ сильный    

У девочек наблюдается та же тенденция по шкалам «Хороший товарищ», «Красивая», но при этов повышение по шкале «Здоровье», возможна та же картина что и у мальчиков компенсация «красоты» за счет «здоровья»

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга

Детям был предложен данный тест с целью узнать, как дети себя поведут в той или иной фрустрирующей ситуации. Фрустрация это психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей собственно проблемной ситуации с которой может столкнуться ребенок.

Оценка теста сводится к двум параметрам и каждый разделен на 3 типа реагирования.

1) Направленность реакции

· Экстрапунитивный (E)

· Интрапунитивный (I)

· Импунитивный (M)

2) Тип реакции

· Препятственно-доминантный (OD) (в ответе подчеркивается препятствие, вызвавшее фрустрацию субъекта в форме комментария о его жестокости, в форме, пред­ставляющей его как благоприятное или же незначительное);

· Эго-защитный (ED) («Я» субъекта играет наибольшую роль в ответе, и субъект или порицает кого-нибудь, или же согласен отвечать, или отрицает ответственность вообще);

· Необходимостно-упорствующий (NP) (ответ направлен на разрешение фрустрирующей ситуации, и ре­акция принимает форму требования помощи каких-либо других лиц для разрешения ситуации, форму принятия на себя обязанно­сти сделать необходимые исправления или же в расчете на время, что нормальный ход вещей принесет с собой исправления).

Класс

В третьем классе большинство детей (15 человек) склонны к экстропунятивному типу реакции с «фиксацией на препятствии» (E-OD) и «необходимо упорствующие» (E-NP) в большинстве таких протоколов наблюдается тенденция перекладывать ответственность на окружающих, пример: (изображение 3 (Приложение 12)) «Ты сломал, ты чини», «Купи новую» (изображение 13) «Это они» (изображение5) «Папа купи!». Таким образом большинство детей третьего класса столкнувшись с проблемной ситуацией ищут того на чью ответственность можно переложить проблемную ситуацию, в их ответах чаще встречается E’ чем E и e.

Так же некоторые дети (8 человек) проявили интропунятивный вид реакции, они готовы попробовать решить проблемные ситуации, с которыми столкнулись сами. У них в ответах встречаются реакции (изображение 3) «Я сам починю», (изображение 12) «Я пойду играть на улицу», (изображение 24) «Я помыл руки» в протоколах чаще наблюдается I’ и i.

Так же двое детей проявили импунятивные реакции. Чаще эти дети проявляли «необходимо-упорствующие» реакции, но так же прослеживалось присутствие «препятственно-доминантных» реакций. В протоколе чаще присутствовали ответы типа: (изображение 5) «В следующий раз купишь», (изображение 8) «Хорошо, забирай», (изображение 18) «Ну и ладно».

Средний показатель GCR (коэффициент групповой конформной) в классе 45,8%

Таким образом, тенденция в классе выглядит так

Таблица 9

Частота типов реагирования на фрустрирующую ситуацию в 3 классе

  OD ED NP
E E’=5 E=2 e=8
I I’=3 I=0 i=5
M M’=0 M=0 m=2

Из них мальчиков и девочек:

Таблица 10

Типы реагирования мальчиков и девочек, 3 класс

  Мальчики Девочки
E    
I    
M    

Из таблиц становится видно, что, типичным типом реагирования в 3 классе экстрапунятивный. Но при этом большинство детей проявляют тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребностей», это может свидетельствовать о некоторой зависимости от мнения взрослых и о том, что, что бы удовлетворить желание, не впадая во фрустрацию им нужна помощь, Так же достаточно большое количество детей с интрапунятивной направленностью реакций, опять же «с фиксацией на удовлетворение потребностей» это свидетельствует о том, что некоторые дети склонны к самостоятельному решению проблем.

Класс

В четвертом классе наблюдалась схожая ситуация, большинство детей были склонны искать помощь в решении ситуации во вне, переложив ответственность с себя на окружающих. Чаще с «фиксацией на самозащите» или «фиксации на удовлетворении потребностей».

Детей с интропунятивной направленностью реакции оказалось трое, причем у всех наблюдалась «фиксация на удовлетворение потребности»

У двоих детей выявилась импунятивная направленность реакций.

GCR в классе 54,1%

Ситуация в классе выглядит следующим образом

Таблица 11

Частота типов реагирования на фрустрирующую ситуацию в 4 классе

  OD ED NP
E E’=1 E=5 e=4
I I’=0 I=0 i=3
M M’=0 M=0 m=2

Из них мальчиков и девочек:

Таблица 12

Типы реагирования мальчиков и девочек, 4 класс

  Мальчики Девочки
E    
I    
M    

Такая же картина является типичной для 4 класса: типичным типом реагирования в 4 классе является экстрапунятивный. В 4 классе большинство детей, из тех с которыми была проведена работа, склонны к экстрапунятивной направленностью реакций, но в отличии от третьего класса большинство детей проявляют тип реакции «с фиксацией на самозащите» т.е. такие дети склонны видеть причину своих неудач или проблем в ком-то другом. Так же есть несколько детей с Интрапунятивной направленностью реакций склонных к «фиксации на удовлетворении потребностей» и несколько детей с импунятивной направленностью «с фиксацией на удовлетворение потребностей, «которые надеются, что все организуется само собой через какое-то время.

Если рассматривать данные по половому признаку,то можно увидеть следующее:

Таблица 13

Типы реагирования у мальчиков

  Мальчики 3 класс Мальчики 4 класс
E    
I    
M    

Таблица 14

Типы реагирования у девочек

  Девочки 3 класс Девочки 4 класс
E    
I    
M    

Из данных таблиц видно что мальчики настроены реагировать более экстрапунятивно, девочки чаще реагируют либо экстрапунятивно либо интропунятивно, у девочек более разнонаправленные типы поведения.

Так же важно рассмотреть, опираясь на стимульный материал,

как дети реагируют в ситуациях со сверстниками и со взрослыми.

Таблица 15

Типы реагирования в зависимости от оппонента, 3 класс

  Мальчики Девочки
Сверстники E=8 I=0 M=1 E=4 I=2 M=0
Взрослые E=2 I=3 M=1 E=1 I=3 M=0

Таблица 16

Типы реагирования в зависимости от оппонента, 4 класс

  Мальчики Девочки
Сверстники E=6 I=0 M=1 E=1 I=1 M=1
Взрослые E=2 I=1 M=0 E=1 I=1 M=0

Из полученных данных видно что большинство детей со сверстниками позволяют себе разнонаправленные реакции, со со взрослыми дети либо настойчиво-требовательны (экстрапунятивны, либо реагируют самомтоятельностью, т.е. готовы будут сделать что-то сами, прибегая лишь к своим усилиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: