Таблица 7
Шкала | Мальчики 3 класс | Мальчики 4 класс |
Умный | ||
Хор. товарищ | ||
Хор. ученик | ||
Уверенный в себе | ||
Здоровый | ||
Красивая/ сильный |
Средние значения шкал у мальчиков
Тенденция за год не изменилась, мальчики склонны к понижению своей самооценки с возрастом, особенно это заметно по шкалам «Умный» «Хороший товарищ» «Сильный», но при этом повышают самооценку по шкалам «Уверенный в себе» и «Здоровый», возможно компенсация «силы» за счет «здоровья»
Таблица 8
Средние значения шкал у девочек
Шкала | Девочки 3 класс | Девочки 4 класс |
Умный | ||
Хор. товарищ | ||
Хор. ученик | ||
Уверенный в себе | ||
Здоровый | ||
Красивая/ сильный |
У девочек наблюдается та же тенденция по шкалам «Хороший товарищ», «Красивая», но при этов повышение по шкале «Здоровье», возможна та же картина что и у мальчиков компенсация «красоты» за счет «здоровья»
Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
Детям был предложен данный тест с целью узнать, как дети себя поведут в той или иной фрустрирующей ситуации. Фрустрация это психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей собственно проблемной ситуации с которой может столкнуться ребенок.
Оценка теста сводится к двум параметрам и каждый разделен на 3 типа реагирования.
1) Направленность реакции
· Экстрапунитивный (E)
· Интрапунитивный (I)
· Импунитивный (M)
2) Тип реакции
· Препятственно-доминантный (OD) (в ответе подчеркивается препятствие, вызвавшее фрустрацию субъекта в форме комментария о его жестокости, в форме, представляющей его как благоприятное или же незначительное);
· Эго-защитный (ED) («Я» субъекта играет наибольшую роль в ответе, и субъект или порицает кого-нибудь, или же согласен отвечать, или отрицает ответственность вообще);
· Необходимостно-упорствующий (NP) (ответ направлен на разрешение фрустрирующей ситуации, и реакция принимает форму требования помощи каких-либо других лиц для разрешения ситуации, форму принятия на себя обязанности сделать необходимые исправления или же в расчете на время, что нормальный ход вещей принесет с собой исправления).
Класс
В третьем классе большинство детей (15 человек) склонны к экстропунятивному типу реакции с «фиксацией на препятствии» (E-OD) и «необходимо упорствующие» (E-NP) в большинстве таких протоколов наблюдается тенденция перекладывать ответственность на окружающих, пример: (изображение 3 (Приложение 12)) «Ты сломал, ты чини», «Купи новую» (изображение 13) «Это они» (изображение5) «Папа купи!». Таким образом большинство детей третьего класса столкнувшись с проблемной ситуацией ищут того на чью ответственность можно переложить проблемную ситуацию, в их ответах чаще встречается E’ чем E и e.
Так же некоторые дети (8 человек) проявили интропунятивный вид реакции, они готовы попробовать решить проблемные ситуации, с которыми столкнулись сами. У них в ответах встречаются реакции (изображение 3) «Я сам починю», (изображение 12) «Я пойду играть на улицу», (изображение 24) «Я помыл руки» в протоколах чаще наблюдается I’ и i.
Так же двое детей проявили импунятивные реакции. Чаще эти дети проявляли «необходимо-упорствующие» реакции, но так же прослеживалось присутствие «препятственно-доминантных» реакций. В протоколе чаще присутствовали ответы типа: (изображение 5) «В следующий раз купишь», (изображение 8) «Хорошо, забирай», (изображение 18) «Ну и ладно».
Средний показатель GCR (коэффициент групповой конформной) в классе 45,8%
Таким образом, тенденция в классе выглядит так
Таблица 9
Частота типов реагирования на фрустрирующую ситуацию в 3 классе
OD | ED | NP | |
E | E’=5 | E=2 | e=8 |
I | I’=3 | I=0 | i=5 |
M | M’=0 | M=0 | m=2 |
Из них мальчиков и девочек:
Таблица 10
Типы реагирования мальчиков и девочек, 3 класс
Мальчики | Девочки | |
E | ||
I | ||
M |
Из таблиц становится видно, что, типичным типом реагирования в 3 классе экстрапунятивный. Но при этом большинство детей проявляют тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребностей», это может свидетельствовать о некоторой зависимости от мнения взрослых и о том, что, что бы удовлетворить желание, не впадая во фрустрацию им нужна помощь, Так же достаточно большое количество детей с интрапунятивной направленностью реакций, опять же «с фиксацией на удовлетворение потребностей» это свидетельствует о том, что некоторые дети склонны к самостоятельному решению проблем.
Класс
В четвертом классе наблюдалась схожая ситуация, большинство детей были склонны искать помощь в решении ситуации во вне, переложив ответственность с себя на окружающих. Чаще с «фиксацией на самозащите» или «фиксации на удовлетворении потребностей».
Детей с интропунятивной направленностью реакции оказалось трое, причем у всех наблюдалась «фиксация на удовлетворение потребности»
У двоих детей выявилась импунятивная направленность реакций.
GCR в классе 54,1%
Ситуация в классе выглядит следующим образом
Таблица 11
Частота типов реагирования на фрустрирующую ситуацию в 4 классе
OD | ED | NP | |
E | E’=1 | E=5 | e=4 |
I | I’=0 | I=0 | i=3 |
M | M’=0 | M=0 | m=2 |
Из них мальчиков и девочек:
Таблица 12
Типы реагирования мальчиков и девочек, 4 класс
Мальчики | Девочки | |
E | ||
I | ||
M |
Такая же картина является типичной для 4 класса: типичным типом реагирования в 4 классе является экстрапунятивный. В 4 классе большинство детей, из тех с которыми была проведена работа, склонны к экстрапунятивной направленностью реакций, но в отличии от третьего класса большинство детей проявляют тип реакции «с фиксацией на самозащите» т.е. такие дети склонны видеть причину своих неудач или проблем в ком-то другом. Так же есть несколько детей с Интрапунятивной направленностью реакций склонных к «фиксации на удовлетворении потребностей» и несколько детей с импунятивной направленностью «с фиксацией на удовлетворение потребностей, «которые надеются, что все организуется само собой через какое-то время.
Если рассматривать данные по половому признаку,то можно увидеть следующее:
Таблица 13
Типы реагирования у мальчиков
Мальчики 3 класс | Мальчики 4 класс | |
E | ||
I | ||
M |
Таблица 14
Типы реагирования у девочек
Девочки 3 класс | Девочки 4 класс | |
E | ||
I | ||
M |
Из данных таблиц видно что мальчики настроены реагировать более экстрапунятивно, девочки чаще реагируют либо экстрапунятивно либо интропунятивно, у девочек более разнонаправленные типы поведения.
Так же важно рассмотреть, опираясь на стимульный материал,
как дети реагируют в ситуациях со сверстниками и со взрослыми.
Таблица 15
Типы реагирования в зависимости от оппонента, 3 класс
Мальчики | Девочки | |||||
Сверстники | E=8 | I=0 | M=1 | E=4 | I=2 | M=0 |
Взрослые | E=2 | I=3 | M=1 | E=1 | I=3 | M=0 |
Таблица 16
Типы реагирования в зависимости от оппонента, 4 класс
Мальчики | Девочки | |||||
Сверстники | E=6 | I=0 | M=1 | E=1 | I=1 | M=1 |
Взрослые | E=2 | I=1 | M=0 | E=1 | I=1 | M=0 |
Из полученных данных видно что большинство детей со сверстниками позволяют себе разнонаправленные реакции, со со взрослыми дети либо настойчиво-требовательны (экстрапунятивны, либо реагируют самомтоятельностью, т.е. готовы будут сделать что-то сами, прибегая лишь к своим усилиям.