1. Отработка навыка чтения.
Регулятивные: уметь различать способ и результат действия, выполнять учебное действие в устной форме в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.
– Прочтите на одном выдохе слоги:
ста-сто-сты-сту-стё
сна-сно-сны-сну-снё
ска-ско-скы-ску-скё
– Прочтите четко и быстро шуточное стихотворение Ю. Н. Кушак:
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь, строчат.
Сорок строчек
Прострочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок!
2. Чтение загадок. Анализ и сравнение.
Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ структуры загадки, самостоятельно находить значение слова в толковом словаре учебника.
Регулятивные УУД: уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников и правильно его оценивать.
Эвристическая беседа:
– Прочтите первую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– С какими предметами сравнивается луна?
– На какие признаки луны указывают эти предметы?
|
|
– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?
– Прочтите вторую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– Как вы узнали, как догадались?
– Какие действия предмета описываются в загадках?
– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?
– Что же такое загадка?
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.
У тебя есть, Что стучит без рук?
У меня есть, (Дождь.)
У дуба в поле,
У рыбы в море.
(Тень.)
– Прочтите третью пару загадок.
– О чём они?
– Как вы догадались?
– Какие действия предмета описываются в этих загадках?
– Прочтите четвёртую пару загадок.
– О ком эти загадки?
– О каких особенностях ёжика говорится?
– Сравните эти загадки.
– В какой загадке слова рифмуются?
– Прочтите последние три загадки.
– О ком они?
– В каких загадках описываются признаки котёнка?
– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.
3. Игра «Кто это? Что это?».
Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять чётко и быстро.
– Отвечайте быстро, кто это или что это:
• Звонкий, быстрый, веселый –
• Вкусный, алый, сочный –
• Жёлтые, красные, осенние –
• Холодный, белый, пушистый –
• Бурый, косолапый, неуклюжий –
• Жёлтые, красные, зелёные –
• Старательный, послушный, вежливый –
|
|
• Зеленый, продолговатый, сочный –
• Аккуратная, послушная, веселая –
• Ветвистая, зелёная, колючая –
• Новая, интересная, библиотечная –
• Старый, кирпичный, четырёхэтажный –
• Красное, спелое, сладкое –
• Чистое, голубое, горное –
• Белый, пушистый, лесной –
• Пугливая, беленькая, маленькая –
• Белоствольная, высокая, стройная –
• Белое, пушистое, легкое –
4. Сочинение загадок.
Познавательные УУД: уметь анализировать содержание и структуру произведения и выделять существенные признаки.
– Как устроена загадка?
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?.
Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.
– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце.
– Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности её окраски? (Белые бока, длинный хвост.)
– Какие особенности её поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)
– Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу.
Запись загадки о сороке на доске:
По лесу летает,
Всегда всё знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её … (сорока).
Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.