(Упражнение с орехами снимает нервное напряжение, улучшает работу мозга.)
Покатилось, покатилось Олино колечко.
Покатилось, покатилось с нашего крылечка.
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
(Вращают один орех, с усилием прижимая его ладонью другой руки. Или делают круговые движения орехом на тыльной стороне кисти одной руки, прижимая его ладонью другой.)
III. Работа по теме урока.
− Отгадайте загадку:
• Что выше леса, краше света?
• Что без огня горит?
• Что днем землю нагревает, а вечером само убегает?
• Золотое молоко на пол пролито.
Не смести, не соскрести, не смыть.
− Все эти загадки о Солнце.
На доске: рисунок солнца.
− Что такое солнце?
Солнце – это звезда, то есть раскалённый шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа.
Солнце дает Земле тепло и свет.
Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.
− Сколько времён года вы знаете? Назовите их.
− Как вы думаете, почему времена года меняются? (Земля вращается вокруг Солнца.)
Распахну окно навстречу свету! Где зимой − зима, а лето − летом,
Тишь какая! Будто на века! А весна − так в щебете скворцов!
Нету, нету, понимаешь, нету Если осень − ах, какая осень!
На земле красивей уголка, Тишь какая! Будто на века!
Чем вот этот, сотни раз воспетый Всё спалит и лишь не тронет сосен
Сотнями поэтов и певцов, Да седин у мамы на висках…
М. Зайцев
− Чем восхищается поэт? (Временами года.)
− Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть своё любимое.
− Какое время года вам нравится и почему?
− Можно ли выделить какое-то время года особо? (Ответы детей.)
Хороша зима снегами,
Весна − цветами,
Лето − плодами,
Осень − пирогами.
Вывод: все времена года хороши по-своему.