Маски в комедии дель-арте

Маски

Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр как правило играл одну и ту же маску. Актёру, игравшему Бригеллу, редко приходилось играть Панталоне, и наоборот. Часто менялись сценарии, но маска — значительно реже. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры, и играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно - знать сценарий — сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процессе представления путём импровизации.

Основные признаки комедии дель-арте:

1. Актеры играют в масках. Они выбирают одну и играют в ней всю жизнь. Маска предполагала устойчивый костюм. Грим, обувь¸ головной убор. Каждая маска говорит на определенном диалекте. До 20 века это диалектальный театр (Эдуардо де Филиппо – неаполитанский диалект. Многие вещи там понятны только неаполитанцам).

В 17 веке во Франции в труппе Мольера складывается новое понятие – театральное амплуа. Это тоньше чем маска. Потому что амплуа имеет дело с психологической индивидуальностью исполнителя. Но это все равно происходит от маски. Маска – влюбленная. Актриса играет образ какой ни будь Изабеллы. И она уточняет маску своей индивидуальностью. И Изабеллы в разных труппах не похожи друг на друга, хотя имеют одно название – влюбленная маска. Итальянцы любили гастролировать во Франции во времена Мольера и со временем даже осели там. и такой осевший театр назвали Комедии-итальяно. Во главе этого театра стоял актер, игравший Арлекина Доменико Бьянко Лелле. С этой труппой постоянно соперничала Мольеровская труппа. Когда он написал пьесу «Донжуан или каменный гость», для привлечения зрителя. Был написан такой слоган: «Знаменитый каменный пир, знаменитый на весь мир. Который шел у Бьянко Лелле, пойдет и у нас на этой неделе». Бьянко Лелле – была марка. Его любили придворные и король. И после смерти Мольера итальянцы поняли, что ушел их главный враг, они стали играть на французском языке. Французские актеры очень изумились и написали петицию королю и от труппы Комеди Франсез пошел к королю Мишель БарОн –прямой ученик Мольера, первый актер –герой любовник (у Булгакова он описан).Он требовал позволить играть по французски только их театру. Бьянко Лелле был в маске Арлекина и молчал. После речи Барона, Арлекин наклонился в поклоне и спросил – на каком языке вы хотите, чтобы я говорил с вами, сир? Король рассмеялся и сказал – говори на каком хочешь…. И итальянцы перешли на французский. Была война между театрами. В 18 веке для старика уже Бьянко Лелле писал пьесы французский драматург МаривО. Он писал под актеров. Бьянко Лелле умирает и начинают искать замену Арлекину. Не могут, потому что классический Арлекин – это слуга малохольный простак. Очень рассеянный. Вместе с другим слугой Бригеллой, они составляют такую тормозящую пару. Но Бригелла умный энергичный, злой с палкой ходит, всех бьет. Арлекин все делает невпопад. Это как тормоз и газ. Когда они вместе действие останавливается. Они ничего не могут сделать совместно. Бригелла всегда в чистом в белом. Он ворует, у него есть деньги. А у Арлекина никогда нет денег у него кругом заплаты. Это классический Арлекин 16 века. В 17 веке заплаты приобретут вид разноцветных ромбиков. 33.37

Наконец Бьянко Лелле нашли замену. Но этот итальянец был не совсем простак. Он был хитроватый простак. Вмешалась краска личности актера. Это начинало менять сюжет. Типаж уже другой. Он был наполовину Бригелла. Излишне энергичен, сразу видел свою выгоду. И труппа продолжала искать актера на роль прежнего Арлекина простака. К этому моменту ушел актер играющий роль Бригеллы и Арлекин этот вот деятельный начинает выполнять в сюжете функцию Бригеллы. Потом они нашли одного француза, его звали Пьеро. Но у него была другая краска личности. Он был очень меланхоличен. Он был не простак, а меланхолик – мечтатель. Так появился в труппе образ Пьеро. Так тяжело труппы ищут замену уходящим актерам и найти такую же индивидуальность практически не возможно и каждый привносит что-то свое личное. Личность влияет на маску и маска получает другое имя. Поэтому появляется много имен у одного и того же персонажа. Арлекина могут звать Труфальдино, но это уже все – таки другой немного характер. Тоже слуга, но другой.

Амплуа более тонкая вещь, и в большей степени, чем маски ориентированы на психологическую и социальную составляющую образа. Поэтому появляется - герой, героиня, инженю, субретка, благородная мать, благородный отец, интриган. Амплуа с одной стороны более конкретное, чем маска. А с другой стороны более общее. Героиня может быть не обязательно влюбленная, а в комедии дель-арте она всегда влюбленная. А в театре 17 века она может быть девушка, которая морочит голову. В масках сразу заложено действие. В амплуа нет заданного действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: