Инструкционно-технологическая карта №1

Контрольные вопросы к заданию 1

1. Каким образом уплотняется гильза в нижней части блока цилиндров двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130?

2. Как устанавливаются поршни в сборе с шатунами в цилинд­ры правого и левого рядов?

3. Как устанавливаются компрессионные кольца в поршень на двигателях ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 и как располагаются замки колец?

4. В какой последовательности расположены на головке цилин­дров впускные и выпускные клапаны?

5. Чем предотвращается осевое смещение распределительного вала и каким образом оно регулируется?

6. Чему равен момент силы затяжки болтов и гаек крышек креп­ления коренных и шатунных вкладышей на двигателе ЗИЛ-130?

7. Как определить ВМТ первого цилиндра?

8. За счет чего обеспечивается поворачивание клапанов во вре­мя работы двигателя ЗИЛ-130?

9. Как определить номер цилиндра?

10.Почему диаметр впускных клапанов больше диаметра вы­пускных?

Инструкционно-технологическая карта №1

Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателей

ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, КамАЗ-740

Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания
  1. Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130
1. 1.Отвернуть гайку крепления всасывающего коллектора 2. 2.Снять коллектор, прокладки 3. 3.Отвернуть гайку крепления крышки одного из рядов цилиндров 4. 4.Снять крышку головки блока 5. 5.Отвернуть гайки крепления оси коромысла 6. 6.Снять ось коромысла в сборе 7. 7.Вынуть штанги толкателей 8. 8.Извлечь толкатели 9. 9.Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров 10. 10.Снять головку цилиндров, прокладку головки 11. 11.Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп. 3 – 10 ИТК№1 12. 12.Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестерен 13. 13.Снять крышку 14. 14.Снять маслоотражатель 15. 15.Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала 16. 16.Вынуть вал с шестерен 17. 17.Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров 18. 18.Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) 19. 19.Снять крышки с вкладышами 20. 20.Отвернуть гайки и контргайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров 21. 21.Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров 22. 22.Вынуть их этих цилиндров поршни с шатунами 23. 23.Зажать в тиски шатун 24. 24.Извлечь стопорные кольца из канавок бобышек Ключ торцовый 13мм Ключ гаечный 17мм Ключ торцовый 17мм Съемник специальный Ключ торцовый 22мм (ЗМЗ-53), 19мм (ЗИЛ-130) Ключ гаечный 13мм Ключ торцовый 13мм Пассатижи Ключи торцовые 15мм (ЗМЗ-53), 19мм (ЗИЛ-130) Ключи гаечные 17, 19мм Тиски Круглогубцы Болты выворачивать через отверстие в шестерне
Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания
25.Освободить шатун из тисков 26.Зажать в тисках поршень 27.Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца Тиски Приспособление специальное Использовать в тисках деревянные губки Расширители маслосъемного кольца снять вручную
  1. Сборка КШМ и ГРМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ -130
1.Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров 2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек 3.Зашплинтовать гайки 4.Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем 5.Вставить в бобышки поршня стопорные кольца 6.Установить на поршень поршневые кольца 7.Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку колен­чатого вала (ЗМЗ-53), стрелками к носку ко­ленчатого вала (ЗИЛ-130) 8.Установить нижние головки шатунов на шейки коленчатого вала Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130), ключ динамо­метрический d 1,8 мм, пасса­тижи Проволока Круглогубцы Приспособление специальное Вкладыши предварительно смазать моторным маслом Гайки, болты завернуть сначала торцовым клю­чом, окончательно — динамометрическим, момент силы, Нм: ЗМЗ-53-100... ПО ЗИЛ-130 -ПО... 130 Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60 °С. На автомобиле ЗМЗ-53 шатуны право­го ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номе­ра на стержнях шатунов и надпись «Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны распо­лагаться с одной сторо­ны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны право­го ряда соединить с поршнями так, чтобы стрелки на днищах порш­ней указывали в проти­воположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов, а для шатунов левого ряда — в одну сторону Компрессионные кольца ставить внутренней выточкой вверх, замки сместить один относи­тельно другого на 180° для ЗМЗ-53 и на 120° для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольце­вых дисков под углом 180°, а у радиального и осевого расширителя — под утлом 90° к ним и с направлением в проти­воположные стороны Перед установкой порш­невые кольца обжать специальным приспо­соблением, поршень смазать маслом Перед установкой вкла­дыши смазать маслом, выступ на крышке дол­жен находиться на од­ной стороне с номером на стержне шатуна (ЗМЗ-53)
Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания
9.Затянуть гайки креп­ления шатунных крышек 10.Завернуть контргайки 11.Установить распре­делительный вал с шес­терней на место 12.Завернуть болты креп­ления фланца распреде­лительного вала 13.Установить маслоотражатель 14.Установить крышку распределительных шестерен на место 15.Завернуть гайки крепления крышки 16. Установить прокладки головок цилиндров 17. Установить на место головки цилиндров 18. Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крепления головок 19. Установить толкатели 20. Установить штанги толкателей 21. Установить оси коромысел в сборе 22. Завернуть гайки крепления осей коромысел Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130 Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм (ЗИЛ-130) Ключ торцовый 13 мм Ключ гаечный 13 мм Ключ динамометрический Ключ торцовый 17 мм Затягивать сначала тор­цовым, а затем динамо­метрическим ключом, момент силы, Н ■ м: ЗМЗ-53-68...75 ЗИЛ-130 -70...80 Контргайки навернуть до конца и окончатель­но завернуть на один-два оборота Шестерни коленчатого и распределительного ва­лов установить по меткам Прокладки натереть графитным порошком Гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) затягивать равномерно в два приема в определенной по- следовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Им:ЗМЗ-53-73...78 ЗИЛ-130 -70...90
3. Регулировка тепловых зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов на двигателях ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130
1. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия 2. Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53 — до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130 -до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания 3. Отрегулировать клапаны первого цилиндра, для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта 4. Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм Такт сжатия определить по выталкиванию пробки, установленной вместо свечи. Оба коро-мысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора Двигатель должен быть холодным. Для всех клапанов зазоры равны 0,25...0,30 мм Порядок регулирования соответствует по рядку зажигания —
Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания
5. Установить крышки коромысел 6. Завернуть гайки крепления крышек коромысел 7. Установить прокладки под всасывающий коллектор 8. Установить всасываю­щий коллектор 9. Завернуть гайки (ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллек­тора Ключ гаечный 17 мм Ключ торцовый 13 мм первый, рядку зажигания — первый, пятый, четвертый, второй, шестой, третий, седьмой, восьмой. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 90° Гайки или болты затяги­вать крест-накрест (мо­мент силы 15...20 Н-м)
4. Разборка КШМ двигателя КамАЗ-740
1. Вывернуть болты и гай­ки крепления картера двигателя 2. Снять картер 3. Отвернуть гайки креп­ления крышек шатунов первого и пятого цилинд­ров 4. Снять крышки шату­нов с вкладышами на первом и пятом цилинд­рах 5. Извлечь поршни с шатунами на первом и пятом цилиндрах 6. Снять поршневые кольца с поршней пер­вого и пятого цилинд­ров 7. Извлечь стопорное кольцо поршневого пальца 8. Выпрессовать порш­невой палец Ключ торцовый 17 мм Ключ гаечный 22 мм Выколотка дере­вянная Приспособление специальное Круглогубцы  
5. Сборка КШМ двигателя КамАЗ-740
1, Запрессовать порш­невой палец для соеди­нения поршня с шату­ном 2. Установить стопорное кольцо поршневого кольца 3. Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров 4. Установить поршни в сборе с кольцами и шатунами в гильзы первого и пятого цилиндров Круглогубцы Приспособление специальное Запрессовку вести осто­рожно. Шатун с порш­нем собирать таким об­разом, чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные кольца устанавливать клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки смененных колец расположить в противоположные стороны Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине
Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания
5. Установить верхние крышки шатунов 6. Затянуть гайки шатунных болтов Ключ динамометрический Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в два приема. Момент силы первого приема (30 ± 1) Н • м, для выполнения второго приема довернуть гайку на 90°. Зазора в стыке шатуна и крыш­ки быть не должно
6. Регулировка зазоров в ГРМ двигателя КамАЗ-740
Внимание! Зазоры регу­лировать одновременно на двух головках в поло­жениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относи­тельно начала впрыска топлива в первом ци­линдре на соответствую­щий угол. 1. Установить фиксатор маховика в нижнее положение 2. Проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в углубление маховика 3. Проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода ТНВД и торце корпуса муфты опережения впрыска топлива 4. Вывести фиксатор из зацепления 5. Провернуть коленчатый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика) на угол 60° 6. Проверить момент затягивания крепления стоек коромысел регу- лируемых цилиндров 7. Проверить щупом зазор между бойками коромысел и торцами стержней клапанов первого и пятого цилиндров (передние клапаны правого ряда цилинд- ров — впускные, левого — выпускные) Вороток Ключ динамометрический Щуп Регулируемые цилиндры Положение коленчатого вала Угол поворота
Первый, пятый Четвертый, второй Шестой, третий Седьмой, восьмой I II III IV  
Коленчатый вал про­ворачивать за отверстие в маховике При расположении ме­ток внизу вывести фик­сатор из зацепления с маховиком и провер­нуть коленчатый вал на один оборот. Фиксатор должен опять войти в углубление маховика Поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседни- ми отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 30°. Клапаны первого и пятог цилиндров закрыты (штанги клапанов легко поворачиваются рукой) Момент силы при затягивании 42... 54 Н • м Зазор 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов. Щуп должен входить и выходить с усилием
Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания
8. Отвернуть контргайку регулировочного винта 9. Вращая регулировочный винт, добиться нужного зазора 10. Завернуть контргайку 11. Отрегулировать зазоры в других клапанах механизма попарно (со- гласно порядку работы цилиндров) Ключ гаечный 19 мм Отвертка Ключ гаечный 19 мм Отвертка, ключ гаечный 19 мм Коленчатый вал проворачивать каждый раз на 180° (шесть отверстий маховика) по ходу вращения

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: