Лекция 7. Перевод чисел в системах счисления

Перевод чисел из одной системы счисления в другую можно про­водить по общему правилу. Для того чтобы целое число из системы счисления с основанием р1, перевести в систему счисления с основа­нием р2, нужно последовательно делить его на р2, выраженное в систе­ме с основанием р1. Результат — остатки от промежуточных делений, записанные справа налево.

Например, нужно десятичное число 47 перевести в шестеричную систему счисления:

     
42    
  6  
     

Таким образом, 4710 = 1156.

Или десятичное число 136 переведем в восьмеричную систему счисления:

     
136    
  16  
     

Таким образом, 13610 = 2108.

Теперь попробуем перевести десятичное число в систему счисления с основанием больше 10, например в 14-ричную. Очевидно, что при последовательном делении па 14 у нас могут получаться промежуточ­ные остатки от 0 до 13, и привычных цифр нам не хватит. Условимся о следующих обозначениях: 10- А; 11 - В; 12 - С; 13 - D.

Переведем десятичное число 251 в 14-ричную систему счисления:

     
238    
  14  
     

С учетом нашей договоренности о «новых» цифрах имеем: 25110=13D14.

Интересно, как будет выглядеть десятичное число 251, например, в пятеричной системе счисления:

       
250      
  50    
    10  
       

Таким образом, 25110 = 13D14 = 2 0015.

На этом примере мы хотим вернуться к выводу, что число и коли­чество — понятия разные. Теперь можно объяснить это, сказав, что в различных системах счисления одно и то же количество выражается разными числами.

При обратном переводе удобнее «расписывать» числа по степеням, начиная с младших разрядов.

Двоичная система счисления строится но тем же правилам, что и остальные позиционные системы. Возьмем десятичное число, на­пример 97,31, и представим его в двоичной системе счисления, при этом в смешанном числе целая и дробная части переводятся по-разному: целая — путем последовательного деления на основание системы, в которую осуществляется перевод, а дробная — путем по­следовательного умножения. Результат же записывается совместно, через запятую, в данном случае это двоичная запятая:

9710 = 11000012

             
96            
  48          
    24        
      12      
        6    
          2  
             

Для точности перевода можно выбрать более большое число знаков после запятой.

0,3110 = 0, 01001111 2


0,31*2= 0,62


0,62*2= 1,24


0,24*2= 0,48


0,48*2= 0,96


0,96*2= 1,92


0,92*2= 1,84


0,84*2= 1,68


0,68*2= 1,36

При умножении результата повторно на 2, необходимо оставлять только цифры после запятой.

Таким образом, 97,3110 = 0,010011112

Над числами, представленными в различных системах счисления, можно выполнять арифметические операции так же, как это мы делаем с десятичными числами. Сложим в столбик два пятиричных числа:

43243

Почему получился такой результат? Выпишем числа по порядку в пятеричной системе счисления:

0, 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 30, 31, 32, 33, 34, 40, 41, 42, 43, 44, 100, 101, 102, 103, 104, 110, 111, 112, 113, 114, 120...

Вспомним, что в этой системе есть только пять цифр, это 0, 1, 2, 3, 4, и после числа 4 следует 10, после 14 - 20, после 44 — 100, после 444 — 1000 и т.д., т.е. осуществляется переход в следующую позицию (разряд).

А теперь сложим два 15-ричных числа. Цифры этой системы та­ковы:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, Е.

1CD93

+ 5Е6А4

Задание:

1. Перевести целые десятичные числа 910, 1710 и 24310 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

2. Перевести десятичные дроби 0,210 и 0,3510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой.

3. Перевести десятичные числа 3,510 и 47,8510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления с точностью до трех знаков после запятой.

4. Ответить на вопросы учебник Цв., стр.56 вопросы 1, 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: