Намаз тарaвих

Совершение намаза тарaвiħ перед намазом витр в месяц Рамаđaн является сунной как для мужчин, так и для женщин. Намаз тарaвiħ состоит из 20 рак‘атов. Он совершается десятью намазами по 2 рак‘ата, или пятью намазами по 4 рак‘ата. Этот намаз можно совершать и в одиночестве, но совершение его коллективно в мечети является сунной.

После намаза тарaвiħ намаз витр также проводится коллективно. Имам должен вслух читать как тарaвiħ, так и витр. Является сунной в перерывах между каждыми четырьмя намазами тарaвiħ делать перерыв для отдыха. Желательно во время перерыва восхвалять и прославлять Аллaћа и слушать восхваления.

В городах Поволжья во время тарaвiħа распространен следующий тасбiħ:

Слава Обладателю власти и владычества. Слава Обладателю величия и могущества. Слава Царю, Живому, Который никогда не умрет. Он хвалимый, святой и Господин ангелов и Җибрила. Нет божества, кроме Аллaћа, мы просим прощения у Аллaћа. Мы просим у Тебя Рая и прибегаем к Тебе от Ада.

18. Мәетне юу.

Если вы оказались рядом с умирающим мусульманином (мухта-зар), положите его на правый бок, чуть приподняв левый, лицом в сторону киблы. Находясь рядом с ним, следует произносить кали-ма-шахада (формула исповедания веры) и читать суру «Ясин».

После кончины на голову умершего накладывают повязку, под­держивающую подбородок, которая завязывается на макушке. Ему закрывают глаза, а руки вытягивают по бокам. Во избежание взду­тия на живот кладут железный предмет. До обмывания возле по­койника нельзя читать Коран. При омовении тело кладут ногами в сторону Киблы на специальное корыто. Закрыв аурат, с него снимают одежду.

Во время ритуального омовения воду в рот и нос не льют. Голова и борода моются мыльной водой После этого обмывающий поворачивает покойника на левый бок и моет правый, затем, повернув на правый бок, моет левый. Далее, приподняв верхнюю часть тела и прислонив к себе, делает масх на живот. Если из покойника выйдут нечистоты, надо смыть их водой. Затем все тело поливают водой, покойного вытирают, а материю закрывающую гаурат заменяют сухой. При омовении можно добавлять в воду мыло и что-нибудь ароматическое. Затем тело заворачивают в кафан (саван).

19. Мәетне кәфенләү.

Кафан — это ткань, завернув в которую, умершего мусульмани­на кладут в могилу.

Кафан включает в себя: у мужчин - камис, изар, лифяфа. Камис – это кусок материи, равный двойной длине от шеи до стоп с Т-образным разрезом посередине. Изар и лифяфя – куски материи, превышающий человеческий рост на 30 см со стороны головы и со стороны стоп. Если нет возможности завернут во все три слоя достаточно изара и лифяфы, но делать это без причины - макрух.

У женщин — дирг(камис), изар, лифяфа, хымар - головное платок (кусок материи длиной в три локтя) и хырка - за­вязываемый на груди кусок материи (длиной от груди до бедер).

При недостаточности материи можно ограничиться: для муж­чин - изаром и лифяфа, для женщин — также изаром, лифяфа и платком на голову. Если не окажется и такого количества материи, разрешается хоронить покойника, завернув лишь в ткань. Предпо­чтительно, чтобы кафан был из хлопчатобумажной ткани белого цвета.

Порядок заворачивания в кафан

Сначала расстилается лифафа, затем изар, на нее камис. Покойника одевают в камис от шеи до ног, затем изаром и лифяфа его заворачивают с головы до ног (во весь рост), и оба конца лифяфа завязываются.

Кафан заворачивается слева направо.

20. Җеназа намазы.

Проведение погребального намаза, когда читаются ду‘a за умершего, является фарđом кифaйа, т. е. достаточно, если намаз совершат люди, знающие о смерти человека, а с остальных эта обязанность снимается. Если намаз совершит каждый из них, то все получат вознаграждение от Аллaћа. Если его не совершит никто, то каждому из тех, кто знал о смерти умершего, записывается грех.

Для совершения погребального намаза обязательны 8 условий:

1. Вуđű’ — наличие состояние малого омовения.

2. Ţаћaрат-и бадан — чистота тела.

3. Ţаћaрат-и ĉавб — чистота одежды.

4. Ţаћaрат-и макaн — чистота места совершения намаза.

5. Сатр ‘ аврат — закрытие аурата.

6. Истиiбaл iибла — направление в сторону iиблы.

7. Ниййат — намерение.

8. Маġсűлийат маййит — обмывание умершего.

Умершего не обмывают, если он стал шаћiдом, т. е. погибшим насильственной смертью.

Погребальный намаз для него совершают, даже если он и не обмыт.

Покойный должен быть ритуально обмытым и завёрнутым в ка­фан. Во время совершения джаназа-намаза покойный должен нахо­диться перед имамом и джамаатом.

Умершего кладут поперек направления намаза, головой направо от киблы, и ногами налево от киблы. Имам становится впереди молящихся, напротив груди умершего.

Погребальный намаз не имеет к ирa‘ата, рукű‘, саҗда, к а‘да, совершается в положении к ийaм с четырьмя такбiрами и заканчивается салaмом.

Приступая к погребальному намазу, совершающий его изъявляет намерения: «Я намерился совершить погребальный намаз для этого умершего, доверился этому имаму, искренне ради Аллaћа». Затем произносит слова такбiра, подняв руки как в начале обычного намаза, складывает их на груди, читает ĉанa и, не поднимая рук, произносит второй такбiр. Затем молящийся читает ċалавaт. После произносит третий такбiр и читает следующую ду‘a:

О Аллaћ, прости каждого из нас: живого и мертвого, того, кто с нами и кого нет с нами, малого и взрослого, будь они мужского пола и женского. О Аллaћ, пусть тот, в кого Ты вдохнул жизнь, живет согласно Исламу, а тот, кого Ты призвал в мир иной, умрет согласно вере. О Аллaћ, если этот умерший был праведником, увеличь его добродетель, а если он был грешником, то прости его грехи.

Если умерший был ребенком или сумасшедшим, после третьего такбiра произносят следующую ду‘a:


О Аллaћ! Сделай его встречающим нас в Раю и подарком ко дню последнему... О Аллaћ! Сделай этого мальчика заступником нашим и будь доволен его заступничеством.

Затем произносится четвертый такбiр, и после совершения в обе стороны салaма намаз заканчивается.

21. Мәетне алып бару Һәм күмү.

По сунне носилки (ящик) положено поднимать, взявшись за четыре угла. Если возможно, следует нести быстро, но не бежать. Не рекомендуется садиться на кладбище, пока носилки покойника не опустят на землю.

Могилу роют глубиной как минимум в половину человеческого роста, её ширина и длина должны быть такими, чтобы покойник умещался в ней свободно. Лучше, если могила будет ещё глубже.

Когда могильная яма вырыта, в ней делается ниша-лахит (если земля твёрдая), куда кладут покойника. Лахит устраивают в стенке могилы на стороне Киблы. В ней должно умещаться тело покойно­го, которое опускается в могилу со стороны Киблы.

Тот, кто укладывает покойного, кладёт его на правый бок, лицом в сторону Киблы, произнося «Бисмилляхи уа 'аля милляти Расулил-лях». Подвязки на кафане у головы и ног покойного развязывают.

Чтобы на покойного, лежащего в лахите, не падала земля, нишу заделывают не ценным материалом (досками).

Могилу необходимо засыпать той же землей, которая была вы­рыта, а холмик должен выступать над поверхностью земли примерно на пядь.

Не считается грехом ставить на могиле камень, где для памяти написано имя покойного.

22. Закәт түләү кемгә фарыз? Нинди маллардан закәт түләнә?

Четвёртым столпом Ислама является закят.

Закят — это передача состоятельным мусульманином, облада­ющим нисабом (с соблюдением особых условий) средств закята в собственность тем, кто их заслуживает по Шариату. С этой точки зрения, если кто-то, выразив нийят, уплатит закят, накормив на эти средства какого-либо бедняка, то здесь не будет акта пере­дачи в собственность и, следовательно, закят, являющийся фар­дом, не будет считаться выполненным.

Закят становится фардом при следующих условиях:

- быть мусульманином,

- мусульманин должен быть балиг (достигшим половой зрело­сти),

- психически здоровым (длят душевнобольных необязателен),

- свободным (не рабом),

- владение нисабом,

- прохождение одного лунного года с момента появления нисаба

Нисаб — это установленная Шариатом единица измерения, со­гласно которой определяется необходимость (ваджиб) выделения закята.

Для золота он составляет 20 мискалей (примерно 85 грамма), для серебра 200 дирхемов (примерно 585 граммов).

Должник должен платить закят только в том случае, если разница между стоимостью имущества и долгом равна или превышает нисаб.

Когда стоимость товара достигает нисаба, то с него тоже выплачивается закят.

Когда золото или серебро или стоимость товара достигает нисаба, с них выплачивается закят в размере 2.5 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: