Эстетика – это наука о прекрасном. В ораторском искусстве очень важно поведение оратора, который устанавливает свои взаимоотношения с аудиторией и стремится приблизиться к эстетическому идеалу. Оратор должен быть честным, скромным, доброжелательным, предупредительным. Он не лжет, не вводит аудиторию в заблуждение, не умалчивает факты, не создает у слушателей превратного впечатления о себе и своих качествах, не предлагает слушателям того, что не испытывал сам, не перекладывает ответственность с себя на других.
Категория прекрасного имеет отношение к внешнему виду оратора, к условиям его выступления, к форме его речи. Оратор должен заботиться о том, чтобы его внешний вид был привлекательным для слушателей. Это повседневная забота о своей фигуре, коже, лице, руках.
Обаяние – это некий магнетизм, который притягивает к оратору слушателей. Магнетизм создается индивидуальностью личности, которая является результатом постоянной многолетней работы над своим духовным миром.
|
|
ИНВЕНЦИЯ: ВЫБОР ТЕМЫ, ПРЕДМЕТ РЕЧИ, КОНЦЕПЦИЯ РЕЧИ
Инвенция: отбор фрагментов действительности, таксономия.
Инвенция – ис-во добывания и предварительной систематизации материала, изобретение предмета речи. Инвенция тесно связана с миром вещей – это переход неречевой деятельности к речевой. Как идея превращается в мысль и как сделать так, чтобы эти мысли не мешали друг другу. Происходит отбор фрагментов действительности.
Интерес бывает:
- общественный
- групповой
- индивидуальный.
Выбор фрагмента и есть собственно выбор аудитории, следовательно, неинтересных тем не бывает, т.е. уровень интереса к той или иной теме – это вопрос градуирования – правильной интерпретации предмета.
Говоря о чем-то, надо иметь 3 задачи:
- впечатление, которое он производит на слушателя – проблема нравственности говорящего и доверия к нему – проблема честности – риторический этос
- о слушателях и их страстях – риторический пафос
- о доводах – о доказательствах речи – риторический логос
Важную роль на этом этапе играет таксономия – учение о принципах и правилах классификации объектов. Она требует установления рангов, т.е. правильной градации, т.е. последующего включения класса в класс:
- естественная таксономия – включает собственные признаки классифицируемых предметов
- искусственная таксономия – предполагает вводимый извне принцип классификации
Нужно иметь в виду конкретную аудиторию. Но: нужно научиться думать, прежде чем научиться говорить. При составлении речи важна логика. Но: логическая речь – не всегда безупречна.