Смысловая схема речи.
I. Вступление
Задачи:
- Пробудить интерес к теме предстоящего разговора
— Установить контакт
— Подготовить слушателей к восприятию выступления
— Обосновать постановку вопроса
Основное условие — максимальная лаконичность
— Обращение
— Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы
— Прием сопереживания
II. Главная часть
Задачи:
— Последовательно разъяснить выдвинутые положения
— Доказать их правильность
— Подвести слушателей к необходимым выводам
— Изложение парадоксальной ситуации
— Апелляция к интересам аудитории
— Прием соучастия
— Апелляция к событиям
— Апелляция к географическим или погодным условиям
— Апелляция к речи предыдущего оратора
— Апелляция к авторитетам или известным источникам
— Апелляция к личности оратора
Заключение
Задачи:
— Суммировать сказанное
— Повысить интерес к предмету речи
— Подчеркнуть значение сказанного
— Поставить задачи
— Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи)
|
|
— Юмористическое замечание
— Вопросы к аудитории
ТОПИКА, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТОПОВ
Источниками изобретения, способами размножения является топос – общие места. А общие места и топосы – топика – отражает общие законы человеческого мышления.
Смысловые модели предполагают, что ритор сам может по моделям сделать речь.
Модели топов:
- род, вид – каждый объект – разновидность другого и сам состоит из разновидностей.
Смысловая модель определена. Кошанский говорит, что это труднейший и полезнейший источник. Это определение ясности речи, способствует оно непротиворечивости речи.
Нужно определить границы речи, т.е. о чем будем говорить. Нарочитая противоречивость способствует созданию афоризмов.
- целые части – каждую модель можно рассмотреть как часть целого, а целое как часть и говорить о каждой из них по отдельности. (ручку можно описать в общем, а можно по отдельности: колпачок, стержень)
Иногда размеры частей нарушаются и появляются гиперболы.
- свойства – это признаки предмета, его качества, функции. Рекомендуется отбирать наиболее существенные признаки предмета.
При описании свойств предмета не рекомендуется избегать выражений собственной оценки.
- сопоставление – все познается в сравнении: выделяем общие черты – это механизм сравнения. Разновидность сравнения – противопоставление.
- причина и следствие – любое обстоятельство может быть порождением чего-либо
2 типа причинно-следственных отношений:
1) цепочечный – одно вытекает из другого;