Тематический модуль 1. История зарубежной риторики

Греческое слово rhetorike (фр. rhetorique) означает «теория красноречия». Аристотель назвал риторику искусством убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех слу­чаях, когда реальная достоверность (т.е. логика) оказывается недостаточной. «Риторика» (335 г. до н.э.)

Поскольку риторика находит средства убеждения для любого предмета, поэтому Аристотель называет ее наукой, обладающей всеобщностью.

Риторика Древней Греции как теория и практика красноречия базируется не только на логике, но и на внелогических (эмоциональных) доказательствах, которые принадлежат исключительно твор­честву оратора (имеются в виду чувства и фигуры, которыми он украшает речь). Поэтому предметом античной риторики является прозаическая, украшенная, устная художественная речь.

Вторая группа определений связана с особенностями римской цивилизации, которая вводит понятие «элокуции». Римское определение оказалось чрезвычайно «устойчивым», так как удержалось вплоть до средних веков: риторика – ars bene dicendi («искусство хорошо говорить»). Уже в те далекие времена начинает преувеличиваться роль эстетических характеристик устного выступления. Речь мыслится как средство коммуникации и произведение литературного искусства. Увлечение формальной внешней стороной в убыток содержательности и ясности позднее станут причиной кризиса риторики как искусства и как прикладной дисциплины.

Определение ars ornandi («искусство украшения речи») относится к т ретьей группе и принадлежит эпохе Возрождения (XIV-XV вв.). Разработка этого типа приводит к разделению в границах публичного выступления познавательной стороны (мысли) и формы выражения (язык). Эти на самом деле взаимосвязанные части начинают раздельное существование. Изящная словесность эпохи Возрождения обогатилась благодаря великой поэзии Данте и Петрарки, прозе Боккаччо. Это ознаменовало не только появление литературного итальянского языка. Риторика стала мастерством не только устной, но и письменной речи.

Н. Сурин объединил все три определения классической риторики, выбирая общие моменты. Объединяя три приведенных выше определения, можно сказать, что риторика, понимаемая как художественная речь: «…является искусством воздействия на слушателей, она учит внушить другим мысли, чувства и решения, овладеть их разумом, сердцем и во­лей, и направлять их в нужное для оратора русло.

Сила такого воздействия известна давно. По мнению фран­цузских исследователей, риторика предназначена обучать людей, руководить страстями, исправлять нравы, под­держивать законы, управлять общественной деятельностью. Вот почему каждому общественному изменению соответствуют новое Слово, новая система текстов. У каждой Революции – свои ораторы. Риторика есть та эстафетная палочка знаний, которую передают друг другу поколения, народы, эпохи».

В современной науке греческую риторику и риторику вплоть до Новейшего времени принято называть классической рито­рикой (rhetorique classique).

Риторика современности часто называется неориторикой, то есть новой риторикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: