Современный подходпредполагает поиск преимущественного состояния организации в процессе непрерывных изменений, обеспечивающих наличие существенных конкурентных преимуществ.
Согласно концепции Питера Сенджа главное условие обучения организации – обучающийся менеджер. Он должен обладать следующими качествами:
- Системное мышление (должен четко обозначить принципы организации в целом и свои задачи тоже).
- Готовность к вызову (должен уметь анализировать ситуацию с целью идентификации «подводных камней», препятствующих принятию новых принципов поведения).
- Общее видение (организация должна принимать общий план действий).
- Командное обучение – сотрудники должны способствовать успеху команды.
- Индивидуальное мастерство.
Обучающаяся организация – некая система воззрений, теоретический взгляд на будущее организации.
В обучающейся организации – каждый сотрудник занимается выявлением и решением проблем, обеспечивая организации возможность непрерывных экспериментов, изменений и усовершенствований, что благоприятствует ее росту, обучению и достижению цели. Основополагающая цель обучающейся организации – ориентация на разрешение проблем на новой основе в противоположность ориентирам на достижение повышенной эффективности традиций (существующих методов) компании. Каждый сотрудник должен стремиться к выявлению тех проблем, решение которых способствует удовлетворению нужд потребителей. Сотрудники находят возможные пути соединения воедино всего, что способствуют удовлетворению потребителей.
|
|
В обучающейся организации значительно увеличивается объем коллективного «разума», возрастают его возможности. Сотрудники принимают участие во всех мыслительных процессах (в том числе, в разработке стратегии), причем, границы, разделяющей работников различных отделов, и коммуникативных барьеров между «верхами» и «низами» практически нет. Каждый общается с каждым, и проблемы решаются сообща, образуя громадный КОЛЛЕКТИВНЫЙ МОЗГ, обеспечивая организации ту степень гибкости, которая позволяет оперативно и адекватно реагировать на изменения внешней среды.
Новый подход к менеджменту в форме обучающейся организации является следствием поиска адекватного состояния в условиях непрерывных изменений среды.