Взаимодействие элементов системы в технологии управления

Технология управления - это совокупность формализованных и неформализованных последовательно и параллельно применяемых приемов управленческой деятельности. Технология управления определяется составом управленческие работ, необходимых для реализации тех или иных функций, а также порядком их выполнения. Управленческие работы - это элементы процесса управления. Они классифицируются по содержанию управленческой деятельности - как маркетинговая, экономическая, финансовая, снаб-женческо-сбытовая, инженерная, административная, претензионно-договорная, кадровая и т.п.; по принадлежности к стадиям управления - плановая, учетно-отчетная, контрольная, организационная, координационная, стадии анализа и т.п.; по преобладанию операций - логическая, вычислительная, множительная, комбинированная; а также по другим признакам - по отношению к служебным обязанностям, времени исполнения и т.д.

Технология управления характеризуется процессами движения и обработки документированной и другой информации в системе управления. Основным назначением технологии управления является установление рациональных схем взаимодействия линейных и функциональных органов, структурных подразделений и других звеньев управления, относящихся как к одному, так и к разным иерархическим уровням в процессе управления. Взаимодействие возникает на основе разделения полномочий и функций между звеньями системы управления, взаимных обязательств в их совместной деятельности. Меры и формы взаимодействия органов и звеньев управления определяются характером решаемых проблем, объемом полномочий звена, его функциями, компетентностью работников, регламентом работы. В зависимости от положения звена в иерархии системы управления взаимодействия бывают вертикальные между уровнями иерархии, горизонтальные на одном уровне управления и смешанные. Различаются взаимодействия региональные и отраслевые, а также межотраслевые и межрегиональные, если в качестве объектов взаимодействия выступают различные отрасли или регионы в целом. Дифференцируют взаимодействия по их характеру. По данному признаку их делят на информационные, консультативно-методические, функциональные, организационные, экономические, социально-психологические. По форме взаимодействия бывают формальные и неформальные. Первые определяются нормативными и юридическими актами, вторые осуществляются по договоренности и взаимным обязательствам. Взаимодействия могут быть межличностными, когда взаимодействуют должностные лица, и межсистемными, носителями которых выступают целые коллективы, отделы и организации в целом.



44


45


Наконец, взаимодействия бывают прямыми, косвенными, случайными и необходимыми, существенными и несущественными. Комбинация взаимодействий в процессе управления предопределяет его эффективность.

Совершенствование взаимодействий требует их анализа и организационного упорядочения по видам, форме, времени и объему работ. В настоящее время рациональной организационной формой взаимодействия органов управления в процессе решения сложных проблем признан программно-целевой подход к управлению.

Построение схемы взаимодействия элементов базируется на изучении фактически сложившегося порядка реализации управляющих взаимодействий, позволяющих проследить по разным контурам управления всю цепь взаимодействия звеньев управления. В контуре каждый элемент системы воздействует на следующий и получает в свою очередь взаимодействие от предыдущего. Воздействие осуществляется по информационным каналам.

Простейшая схема системы управления содержит два элемента, образующих контур управления, а именно - управляющую часть и объект управления. Управляющая часть в свою очередь содержит функциональные элементы, которые вместе с объектом образуют контур управления. Функциональный контур управления представляет собой совокупность функциональных элементов системы управления. Например, контур планирования - это совокупность отделов и лиц, осуществляющих планирование деятельности. Линейный контур управления в отличие от функционального включает в свой состав линейные элементы, т.е. лиц, обладающих правом выдачи команд по всем функциям.

Звеном контура считается структурообразующий элемент системы управления или подсистемы. В качестве звена могут выступать органы управления, структурные подразделения, сотрудники или технические средства системы управления. Необходимым и достаточным условием выделения элементов системы в качестве управляющего звена является закрепление за ним хотя бы одной функции управления. Чтобы достичь достаточной эффективности процессов управления, важно не допускать случайного или произвольного формирования технологии управления. Обоснованная технология управления выгодно отличается от произвольной более точными решениями, отсутствием несоответствия между сравнительной простотой решаемых задач и громоздкостью организационного их оформления, которое состоит в разработке и утверждении организационных документов: уставов, положений, инструкций, правил, методик, норм, а также в их приложении к практически возникающим ситуациям. Для технологии управления большое значение имеет также использование методов процесса управления, его типизация и унификация, которые связаны с рациональным единообразием управленческой документации на процессы, операции управления, виды информации и информационных связей, элементы проектирования и оснащения рабочих мест в аппарате управления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: