1.При обмене информацией следует оперировать простыми, ясными и
точными понятиями.
2. Аргументация должна быть корректной:
если партнер прав, надо открыто и сразу это признавать;
следует продолжать оперировать только теми аргументами и понятия
ми,
которые уже приняты партнером;
- сначала надо ответить на аргументы партнера, а потом только приводить
свои собственные;
- в любой ситуации надо сохранять вежливость.
3. Надо учитывать особенности партнера:
- аргументацию нацеливать на цели и мотивы партнера;
- не следует просто перечислять факты или аргументы, лучше показывать их
- преимущества или недостатки;
- употребляйте только понятную терминологию;
- соизмеряйте темп и насыщенность аргументации с особенностями ее
восприятия партнером;
4.Как можно нагляднее надо излагать свои идеи, соображения, доказа
тельства, не забывая при этом стратегии и потребности партнера.
5.Не следует слишком подробно аргументировать, лучше использовать
яркие доводы.
6.Следует своевременно делать выводы и обобщения в ходе обмена ин
формацией.
7.В процессе коммуникации следует пользоваться специальными приемами
аргументации:
- постепенное подведение партнера к противоположным выводам;
- постепенное подведение партнера к полному согласию путем получения
- согласия сначала в главном, а затем и в частностях;
- разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с
последующим доказательством несостоятельности общей позиции;
- строить разговор следует так, чтобы партнер побольше отвечал на
вопросы положительно, тогда ему проще будет согласиться в целом;
- соглашаясь с аргументами партнера, внезапно опровергайте все его
доказательства с помощью сильного аргумента;
- умышленно медленно проговаривайте вслух наиболее слабые места в
аргументации партнера;
- в дискуссии с интеллектуальным партнером надо указывать ему как
сильные, так и слабые места того, что Вы предлагаете.
При взаимодействии с партнером надо руководствоваться следующими правилами:
1. Критические замечания надо высказывать непосредственно и же
лательно наедине;
2. Не сравнивайте партнера с другим человеком, иначе это может его
унизить;
3. Критиковать надо только те качества партнера, которые он реально
может изменить;
4. Показывать свое неудовольствие надо только голосом, но не ми
микой и жестами;
5. Не следует использовать категоричные слова никогда или всегда.
Это свидетельство предвзятости;
6. Следует избегать проявления раздражительности и злости;
7. Высказывая критические замечания на следует касаться мотивов
поведения партнера;
8. Не следует ожидать от партнера и требовать открытого признания
собственной вины;
9. Не извиняйтесь за свои замечания, иначе это будет демонстриро
вать Вашу неуверенность.
Ю.Научитесь воспринимать критику в свой адрес без враждебности, при спокойствии, без отшучивания, с понятием.