Тема 6.Литературные объединения второго и третьего десятилетия. Особенности деятельности

"Московское общество любителей русской словесности" – при МГУ, существовал 100 лет. Карамзинисты.

"Беседы любителей русского слова"-литературное общество Спб 1811г. (Державин, Шишков, Захаров, Шаховской и др.) выступали против реформы лит.языка. "Беседы" придерживались взглядов "старших архаистов". Первое заседание в 1811г. Распалось после смерти (кого?) 1816г.

"Вольное общество любителей русской словесности"- литературное общество организованное в Петербурге (1816- 1825) было связано с декабристами и прекратило свою работу после подавления восстания. Забота о "чистоте языка", общество выплачивало пособия нуждавшимся литераторам.

"Арзамас"- Жуковский писал шутливые протоколы в стихах и подписывал псевдонимом «секретарь Светлана». Создано как неофициальное. Привлечен 14-ти летний Пушкин. На заседаниях «Арзамаса» читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов «Беседы». С закрытием «Беседы» в 1816 году полемический характер деятельности «Арзамаса» потерял смысл. Арзамасцы попытались сделать работу кружка более серьёзной и задумали издание журнала, который должен был теснее сблизить членов кружка. Однако далее составления плана журнала дело не пошло. К 1917 году начал вступать декабристы, которые разрушали общество изнутри. В 1818 «Арзамас» распался.-> Внешней причиной был разъезд многих его членов из Санкт-Петербурга. Пушкин уходит в «Зеленую лампу»

"Зеленая лампа"- «вольное общество», организованное Союзом благоденствия. В общество входило около 20 человек (Дельвиг, А. Родзянко, Д. Барков, А. Улыбышев, Н. Гнедич, М. Щербинин, Ф. Юрьев, П. Мансуров, В. Энгельгардт и др.); из числа членов Союза благоденствия были Я. Толстой, П. Каверин, С. Трубецкой, Ф. Глинка и А. Токарев. -«Зеленая лампа», членом которой состоял Пушкин, была литературным обществом с ярко выраженной политической окраской. На собраниях ее за круглым столом, при свете зеленой лампы, обсуждались новости литературы и политики. -Многие члены «Зеленой лампы» были и членами Союза Благоденствия. Пушкин не был его членом, но постоянное участие его на собраниях «Зеленой лампы», бесспорно, накладывало свою печать на его мировоззрение.

"Союз благоденствия"- тайное общество декабристов, созданное в начале 1818 на основе распущенного "Союза спасения" (участники российского, оппозиционного движения) Цель: нравственное воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчении участи крепостных)

"Общество любомудрия"- литературный философский кружок. Мск (1823-1825)(Владимир Одоевский (председатель), Дмитрий Веневитинов (секретарь), И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелёв, В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов.). Интересовались немецкой идеологической философией, изучали работы Ф.В.Шеллинга,а также Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, немецких натурфилософов. Их печатным органом был альманах "Мнемозина"(Одоевский, Кюхельбекер) отражал основные направления философии, воззрений любомудров на природу человека и общества. Создание самобытной философии в России. -Обществу любомудрия так и не удалось оставить целостную философскую систему. Философские взгляды любомудров неразрывно связаны с мыслями о творчестве, эстетике, искусстве; философские высказывания обнаруживаются в их переписке, статьях и художественных произведениях, где чередуются с суждениями о науке и культуре. 1825- кружок распустили, но несмотря на формальное прекращение работы общества, после 1825 года связи между любомудрами не распадались.

Значение деятельности обществ в истории русской лит-ры: Деятельность всех этих обществ значительно повлияла на культуру, язык и литературу в России. Их развитие возвело страну на новый уровень, благодаря чему, совершился значительный скачок в развитии русской литературы. Полемика о русском литературном языке способствовала тому, что литература отказалась от жанрового мышления, обратилась к мышлению и игре стилями, чем особенно виртуозно воспользовался Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Она открыла простор как для развития романтического направления в его психологическом и гражданском (социальном) течениях, так и для формирования реалистических основ русской литературы в творчестве Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: