Тема 2. Менеджмент в социально-культурной сфере

Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование самых различных социальных институтов — организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Социально-культурная сфера — сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с развлекательными и творческими интересами людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как индустрия звукозаписи, производство музыкальных инструментов и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность организаций, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества. Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, организаций, которые производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Менеджмент в социально-культурной сфере играет особую роль. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство — нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а, наоборот, в его расширительном применении.

Бизнес все более интегрируется с другими сферами жизни общества: политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом. Все это не только резко изменило и обогатило своим содержанием технологию менеджмента, придало ему характер социально и культурологически ориентированной деятельности.

Важно, что все эти особенности проявляются на фоне бурного развития современных информационных технологий, информатизации и компьютеризации, мультимедиа, освоения возможностей Интернета, без которого немыслимы уже современная реклама, PR, другие бизнес-технологии.

Интенсивно проникают эти технологии и в социально-культурную сферу, открывая перед нею совершенно новые горизонты развития. Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами.

В этом плане современный бизнес все более сближается по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-культурной деятельности. Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом.

Вопросы для повторения

1. Особенности социально-культурной сферы.

2. Роль менеджера в сфере музыкальной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: