Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если учащийся в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) выставляется 0 баллов.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании. | ||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании. | ||
К2 | Характер и уровень теоретической аргументации | |
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл. | ||
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. | ||
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения. | ||
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой. | ||
К3 | Качество фактической аргументации | |
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников). | ||
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведён(-ы) пример(-ы) из источника одного типа. | ||
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису. | ||
Максимальный балл |
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
|
|
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
|
|
С9.1 Философия: «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (Л. Сартр).
С9.2 Социальная психология: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру... видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел).
С9.3 Экономика: «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок» (Э. Гроув).
С9.4 Социология: «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений» (Э. Гидденс).
С9.5 Политология: «Политическая культура — всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное» (С. Верба).
С9.6 Правоведение: «Цель наказания — не мщение, а исправление» (А. Н. Радищев).
Пояснение.
При написании эссе можно пользоваться следующим примерным планом.
1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
2. Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
№ п/п | Номер | Тип | Ваш ответ | Правильный ответ |
B1 | Не решено | |||
B2 | Не решено | |||
B3 | Не решено | |||
B4 | Не решено | |||
B5 | Не решено | |||
B6 | Не решено | |||
B7 | Не решено | |||
B8 | Не решено | |||
B9 | Не решено | |||
B10 | Не решено | |||
B11 | Не решено | |||
B12 | Не решено | |||
B13 | Не решено | |||
B14 | Не решено | |||
B15 | Не решено | |||
B16 | Не решено | |||
B17 | Не решено | |||
B18 | Не решено | |||
B19 | Не решено | |||
B20 | Не решено | |||
B21 | Не решено | |||
B22 | Не решено | валовойвнутреннийпродукт | ||
B23 | Не решено | |||
B24 | Не решено | |||
B25 | Не решено | |||
B26 | Не решено | |||
B27 | Не решено | |||
C1 | Набрано баллов: 0 | |||
C2 | Набрано баллов: 0 |
↑ Задание 1 № 1445 тип B1 (решено неверно или не решено)
|
|
Что отличает познавательную деятельность?
1) получение практически полезного результата
2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека
3) необходимость совместных действий с другими людьми
4) направленность на получение новой информации
Пояснение.
Познавательная деятельность представляет собой сложную иерархическую структуру психических процессов ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, эмоций, внимания, воображения, сознания, речи, воли. Познание основывается на предметно-чувствительной, практической деятельности. Предметы и процессы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческих интересов, подвергаются активному воздействию со стороны человека и лишь благодаря этому обнаруживают и раскрывают свои свойства. Потребности практики определяют направления познания, ставят познавательные задачи, которые нужно решать. В свою очередь, знания, полученные в результате познавательной деятельности, способствуют совершенствованию практики.
Правильный ответ указан под номером 4.
↑ Задание 2 № 3517 тип B2 (решено неверно или не решено)
Полное, исчерпывающее достоверное знание об объекте, которое не может быть изменено, — это
1) объективная истина
2) заблуждение
3) относительная истина
4) абсолютная истина
Пояснение.
Объективная истина — это такое содержание знания, которые не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — исчерпывающее, достоверное знание о предмете, которое никогда не может быть опровергнуто, изменено.
Относительная истина — неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, представлениям и возможностям получения этого знания.
|
|
Заблуждение — содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину.
Правильный ответ указан под номером 4.
↑ Задание 3 № 2620 тип B3 (решено неверно или не решено)
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Личность — это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, следовательно основные качества личности с момента рождения проявляться просто не могут. Младенец только учится контактировать с внешним миром, большинством навыков не обладает. Хотя процесс развития личности (социализация) начинается с рождения и продолжается всю жизнь.
Ближайшее окружение (агенты первичной социализации, т. е. родители, родственники, близкие друзья, сверстники) действительно оказывает на становление личности большое влияние.
Правильный ответ указан под номером: 2
↑ Задание 4 № 3913 тип B4 (решено неверно или не решено)
Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов | 2) сокращение времени изучения естественных наук |
3) ориентация на интересы и склонности ученика | 4) применение технологий, сберегающих здоровье |
5) особое внимание нравственному воспитанию | 6) компьютеризация образовательного процесса |
Пояснение.
Гуманизация образования есть поворот всех звеньев учебно-воспитательного процесса к личности студента, уважение к его человеческому достоинству.
Правильный ответ: 345
↑ Задание 5 № 560 тип B5 (решено неверно или не решено)
В период пика деловой активности
1) циклическая безработица высокая
2) структурная безработица высокая
3) инфляция высокая
4) инфляция низкая
Пояснение.
Потому, что экономический цикл достигает наивысшей точки развития, а далее ВВП с годами падает.
Циклическая безработица связана с экономическим циклом. Она проявляется в период кризиса.
Структурная безработица связана с нехваткой рабочих мест для работников определенных специальностей, когда одни профессии устаревают и становятся невостребованными. Напрямую с экономическим циклом она не связана.
Инфляция — процесс обесценивания денег, долг временное устойчивое повышение общего уровня цен. В зависимости от причин выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения.
Инфляция спроса связана с нарушением равновесия спроса и предложения со стороны спроса. При полной занятости, рост объема заработанной платы приводит к избыточному совокупному спросу, которой толкает цены вверх. Иными словами денег больше цен товаров.
Инфляция предложения возникает вследствие роста заработанной платы, и из-за роста цен на сырье и энергию растут цены на товары и услуги.
Поэтому период пика деловой активности может сопровождаться высокой инфляцией (отсутсвие безработицы, рост зарплаты). В фазе пика самые высокие объем производства, занятости, заработная плата, уровень цен, ставка ссудного процента, уровень деловой активности. Все это порождает ситуацию превышения предложения товаров над спросом.
Правильный ответ указан под номером 3.
↑ Задание 6 № 3448 тип B6 (решено неверно или не решено)
На мировом рынке энергоносителей существенно снизились цены на энергетическое сырьё. В результате страна N, являющаяся экспортёром энергоносителей, недосчиталась доходов в бюджет. Государственные расходы N превысили собранные доходы.
Какое экономическое явление иллюстрирует данный факт?
1) дефицит бюджета
2) девальвацию
3) технический дефолт
4) несовершенную конкуренцию
Пояснение.
В зависимости от соотношения бюджетных расходов и доходов выделяют профицитный бюджет (доходы выше чем расходы), дефицитный (доходы ниже чем расходы), сбалансированный. В данном случае речь идет о дефиците бюджета.
Остальные термины:
Девальвация — падение стоимости валюты относительно стоимости золота или других валют.
Дефолт — нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, технический дефолт возникает из-за отсутствия возможностей оплаты, однако не всегда приводит к банкротству идоговор в дальнейшем может быть выполнен.
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Правильный ответ указан под номером: 1.
↑ Задание 7 № 1599 тип B7 (решено неверно или не решено)
На рисунке отражена ситуация на рынке книжной продукции: линия предложения S переместилась в новое положение S1. (P – цена товара, Q – объем предложения товара)
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) снижением налогов на книгоиздательские фирмы
2) увеличением спроса потребителей на книги и журналы
3) перепрофилированием издательств на выпуск медийных продуктов и электронных книг
4) государственным заказом издателям на выпуск школьных учебников
Пояснение.
Произошло падения предложения из-за уменьшения спроса на обычные книги.
Правильный ответ указан под номером 3.
↑ Задание 8 № 416 тип B8 (решено неверно или не решено)
Верны ли следующие суждения о прибыли производителя?
А. Прибыль рассчитывается как разница между расходами и издержками.
Б. Главный источник прибыли производителя — создание новых рабочих мест.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
А. Не верно. Прибыль = Выручка — Затраты (в денежном выражении).
Б. Не верно. Создание новых рабочих мест является дополнительными затратами для производителя.
Правильный ответ указан под номером: 4.
↑ Задание 9 № 4763 тип B9 (решено неверно или не решено)
Назовите условия повышения производительности труда работника. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышение квалификации
2) степень государственного регулирования
3) внедрение достижений науки и техники
4) разделение труда
5) повышение заработной платы
6) монотонный характер практической деятельности
Пояснение.
1) повышение квалификации ДА, влияет на производительность;
2) степень государственного регулирования. НЕТ, на производительность непосредственно не влияет.
3) внедрение достижений науки и техники. ДА, влияет на производительность;
4) разделение труда. ДА, влияет (пример конвейер)
5) повышение заработной платы. НЕТ, непосредственного влияния не оказывает
6) монотонный характер практической деятельности. НЕТ, непосредственного влияния не оказывает на производительность труда.
Правильный ответ: 134
↑ Задание 10 № 1565 тип B10 (решено неверно или не решено)
Гражданин К., квалифицированный работник, менеджер компании, занимающейся коммуникационными сервисами, вступил в брак с гражданкой А. Какая информация позволит сделать вывод о характере социальной мобильности в данной ситуации?
1) образование, полученное гражданкой А.
2) социальный статус гражданки А.
3) разница в возрасте между К. и А.
4) наличие у К. собственного жилья
Пояснение.
Образование, возраст а также наличие жилья у гражданки А. в данной ситуации не повлияет на социальный статус.
Правильный ответ указан под номером 2.
↑ Задание 11 № 1270 тип B11 (решено неверно или не решено)
Верны ли следующие суждения об этнических общностях?
А. На основе усиления межплеменных связей складываются народности.
Б. Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном языке, объединены общностью исторических и культурных традиций.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
На́ция — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ.
Правильный ответ указан под номером 3.
↑ Задание 12 № 3428 тип B12 (решено неверно или не решено)
Найдите в списке этнические общности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) племена | 2) провинциалы | 3) народности |
4) нации | 5) творческие союзы | 6) граждане |
Пояснение.
Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих самопознанием и исторической памятью, общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных преобразований.
Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация. На основе усиления межплеменных связей складываются народности.
Правильный ответ: 134
↑ Задание 13 № 310 тип B13 (решено неверно или не решено)
Для существования гражданского общества необходимо наличие
1) законодательной ветви власти
2) аппарата управления
3) государственной идеологии
4) частной собственности
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 4.
↑ Задание 14 № 3568 тип B14 (решено неверно или не решено)
Определить форму территориального устройства в государстве можно на основании информации о (об)
1) методах осуществления государственной власти
2) порядке взаимоотношений центральной власти и властей на местах
3) объёмах прав и свобод человека и гражданина
4) порядке формирования высших органов государственной власти
Пояснение.
Методы осуществления государственной власти указывают на тип политического режима;
объем прав и свобод человека и гражданина на характер политической власти;
порядок формирования высших органов власти на — форму правления;
форма территориального устройства определяется по порядку взаимоотношений центральной власти и властей на местах.
Правильный ответ указан под номером: 2.
↑ Задание 15 № 978 тип B15 (решено неверно или не решено)
Верны ли следующие суждения о формах государственного правления?
А. В монархических государствах невозможны парламентаризм и демократия.
Б. При республиканской форме правления источником власти признается народ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Существуют так же ограниченные монархии: конституционная и парламентская.
Республика — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.
Правильный ответ указан под номером 2.
↑ Задание 16 № 4760 тип B16 (решено неверно или не решено)
Найдите в приведённом ниже списке формы государственно-территориального устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) абсолютная монархия | 2) парламентская республика | 3) федерация |
4) унитарное государство | 5) тоталитарное государство | 6) конфедерация |
Пояснение.
Формы государственно-территориального устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство.
Правильный ответ: 346
↑ Задание 17 № 5511 тип B17 (решено неверно или не решено)
Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?
1) высшая юридическая сила, всенародное голосование, верховенство
2) правовой обычай, прецедент, нормативный договор
3) общественная опасность, противоправность, виновность
4) целесообразность, гуманность, справедливость
Пояснение.
Основные принципы Юридической Ответственности.:
- законность
-ответственность
-справедливость
-неотвратимость
-целесообразность
-состязательность
-презумпция невиновности.
Правильный ответ: 4
↑ Задание 18 № 5191 тип B18 (решено неверно или не решено)
За какое из перечисленных правонарушений наступит ответственность по нормам административного права?
1) Гражданин Ш. регулярно изымал из почтового ящика и прочитывал личную корреспонденцию соседа.
2) Гражданка О. разорила лесной муравейник в заповеднике, где она регулярно выгуливала собаку.
3) Выступая на суде в качестве свидетеля, гражданин Р. отказался сообщить известные ему факты о лицах, причастных к ограблению.
4) На школьном вечере гражданка К. спела песню на стихи малоизвестного поэта, объявив при этом, что стихи принадлежат ей.
Пояснение.
Административное право − отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. Из перечисленного нормами административного права будет регулироваться вариант 2. К органам власти будут относиться органы, осуществляющие охрану природных объектов.
Правильный ответ указан под номером: 2.
↑ Задание 19 № 501 тип B19 (решено неверно или не решено)
Верны ли следующие суждения о праве?
А. Право является частью общечеловеческой культуры.
Б. Для человека современной культуры право является руководством в жизни и деятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Действительно, право является частью общечеловеческой культуры и для современного человека — это руководство в его жизни и деятельности.
Правильный ответ указан под номером 3.
↑ Задание 20 № 138 тип B20 (решено неверно или не решено)
Найдите в приведенном ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) работа на предприятии, в учреждениях
2) участие в выборах
3) защита Отечества
4) охрана памятников культуры
5) уплата налогов
6) участие в политических движениях
Пояснение.
Обязанности, которые должны делать все.
Защита родины, на которой ты проживаешь, охрана культурных ценностей родины, естественно, налоги.
Остальные пункты подвергаются свободе выбора.
Правильный ответ: 345
Гость 09.06.2012 19:24:
а участие в выборах разве не обязаны принимать все лица,достигшие 18 лет,и которые являются дееспособными?
Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург):
Нет, не обязаны.
Гость 06.04.2013 22:13:
Почему охрана памятников культуры является обязанностью гражданина Российской Федерации?Разве это не добровольное действие?
Петр Дмитриевич Садовский:
Потому что так написано в Конституции. Ст. 44 п.3 "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры."
↑ Задание 21 № 3459 тип B21 (решено частично верно)
Одно из прав налогоплательщика заключается в том, чтобы
1) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
2) в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов
3) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя
4) не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей
Пояснение.
Только во 3 варианте — право. В других случаях — обязанности.
Правильный ответ указан под номером: 3.
↑ Задание 22 № 1316 тип B22 (решено неверно или не решено)
Запишите слово, пропущенное в таблице
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
НАЗВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
... | Общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны |
Валовый национальный продукт (ВНП) | Общая стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года внутри страны и за рубежом |
Пояснение.
Валовой вну́тренний проду́кт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
Правильный ответ: валовойвнутреннийпродукт
↑ Задание 23 № 3315 тип B23 (решено неверно или не решено)
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) вера | 2) догматы | 3) храмы |
4) религия | 5) прихожане |
Пояснение.
Вера - субъективное убеждение человека в чем-либо, не требующее доказательств.
Догматы - основные положения вероучения, принимаемые за истину, не подлежащие критике
Храмы - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений
Прихожане - люди, посещающие определенный храм, образующие церковную общину.
Следовательно обобщающее понятие - религия
Ответ: 4
↑ Задание 24 № 1132 тип B24 (решено неверно или не решено)
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности».
1) трудовая | 2) инстинктивная | 3) учебная |
4) созидательная | 5) творческая | 6) целенаправленная |
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Нет таких видов деятельности в данной классификации.
Правильный ответ: 26
↑ Задание 25 № 874 тип B25 (решено неверно или не решено)
Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВООТНОШЕНИЯ | ОТРАСЛИ ПРАВА | |
А) гражданин был принят на работу в должности механика Б) суд установил опеку над несовершеннолетним В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы | 1) трудовое право 2) семейное право 3) уголовное право |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Трудовое право порядок принятия на работу, увольнения, заключения трудового договора.
Семейное право — порядок вступления и расторжения брака, усыновления, опекунства.
Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Правильный ответ: 12313
↑ Задание 26 № 3312 тип B26 (решено неверно или не решено)
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Общество — часть материального мира, обособившаяся от природы, но сохранившая с ней тесную взаимосвязь. (Б) Общество и человек пытаются преобразовывать природу, приспосабливая её под свои нужды. (В) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (Г) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катакизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров. (Д) Людям следует более бережно и ответственно относиться к внешней естественной среде своего обитания.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений.
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.
Оценочные суждения содержать оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Предложения, носящие фактические характеры: Г
Предложения носящие оценочный характер: Б (конструкция «пытаются преобразовывать»), В Д
Предложения, носящие характер теоретических утверждений: А
Правильный ответ: 32212
Ирина Васильченко (Ставрополь) 10.04.2013 23:42:
Почему Б носит оценочный характер, если мы определяем деятельность человека, как преобразующую - значит это факт?
Петр Дмитриевич Садовский:
Но автор не согласен с этим. Его мнение, оценка выражена в словах "пытаются преобразовать". Пытаются, но не получается, что он доказывает в последующих предложениях.
↑ Задание 27 № 951 тип B27 (решено неверно или не решено)
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно- политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное ________(А), частная ________(Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения ________(В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского ________(Г). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ________(Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ________(Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ________(Ж)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) народовластие | 2) собственность | 3) инициатива |
4) власть | 5) государство | 6) парламент |
7) человек | 8) народ | 9) референдум |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 1245879 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Правильный ответ: 1245879