Значимость данной проблемы подчеркивается исследованиями многих ученых.
В настоящее время нет единого и четкого определения понятия «психологическая готовность к школе».
В отечественной психологии проблема психологической готовности к школьному обучению занимались Л.И. Божович, Е.Е.Дубровина, Н.И. Эльконин, Коломенский, Запорожец, Выготский, Панько, Венгер, Мухина.
Рассматривая различные взгляды психологов можно выделить определенные расхождения во взглядах о психологической готовности к школе. Одни утверждают, что главным компонентом психологической готовности является интеллектуальный компонент; другие личностный.
Обобщив точки зрения психологов можно отнести следующие компоненты психологической готовности к школьному обучению:
Психологическая готовность к школе
Компоненты
психологической
готовности Содержательная характеристика
Интеллектуальная готовность Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности.
|
|
Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха
Личностная го-товность Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности.
Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением.
Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности
Социально-психологическая готовность
. Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия
Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость;. Сформированность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания
Психологическая характеристика кризиса 7 лет.
1.Кризис саморегуляции, ребенок начинает регулировать свое поведение правилами.
2. Симптомы: претензии на внимание к себе, поведение становится вычурньв (демонстративная наивность), излишняя взрослость, предъявление требований к окружающим. Распадается единство аффекта и интеллекта. Ребенок не владеет своим! чувствами (утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие).
|
|
3. Потребность в уважении. Дети учатся удовлетворять свои физические и духовньк потребности приемлемым способами. Затруднения в усвоении новых норм и правш поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. (Э.Эриксон - "инициатива против чувства вины").
6. Итоги прохождения кризиса: поощрение самостоятельности детей способствуе' развитию их интеллекта и инициативы.
7. Готовность к школе - итог психического развития в период дошкольного детства интегративная характеристика личности.
Компоненты:
- специальная (чтение, счет, письмо),
- физическая (здоровье, мелкая моторика, движения)
- психологическая (личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая).
Педагогика.
В педагогическом энциклопедическом словаре готовность к школьному обучению рассматривается как «определенный уровень психологического и морфофункционального развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приведет к ухудшению состояния здоровья, срыву социально- психологической адаптации».
Подготовка к школе - процесс последовательного формирования школьной готовности как целенаправленной системы взаимосвязанных качеств детской личности.
Результатом подготовки детей является готовность к школьному обучению. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.
Проблемами подготовки детей к школе занимались: Лисина, Нечаева, Кузовкова, Година, Рузская, Истомина, Виноградова, Тарунтаева, Макарова.
Существует несколько видов готовности детей к школьному обучению: психологическая, физическая, специальная.
Физическая готовность
включает в себя: навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояния здоровья. Правильное телосложение, осанка детей. В физическом развитии детей этого возраста происходит становление ценностей здорового образа жизни, совершенствуется двигательная активность, развиваются представления о своем теле и своих физических возможностях.
В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. Изменяются пропорции тела. В шесть лет у ребенка уже относительно хорошо сформирована двигательная сфера: он умеет ходить с разной скоростью. Шаг равномерный, широкий, бегает он легко и быстро.
Ребенок овладевает такими сложными движениями как лазание, прыжки с разбега. Разнообразны, ритмичны его движения; он ловок, быстр, меток в Ирах и упражнения. Важнейшая физическая способность-это выносливость. Ведь она тесно связана с работоспособностью, качеством, нужным для достижения успеха в любом деле, в том числе и в овладении учебной программой.
Двигательное развитие часто рассматривается как одно из составляющих готовности к школьному обучению, направленное, с акцентом на точность выполнения двигательных навыков. Мышцы рук должны быть достаточно крепкими, хорошо развита мекая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку, карандаш, чтобы не уставал при письме.
Специальная подготовка к школьному обучению ведется на протяжении всего периода дошкольного возраста. Успешное усвоение школьных программ будет тогда, когда ребенок располагает определенным запасом знаний по школьным предметам. Важно чтобы дети в дошкольном возрасте научились сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. У детей формируются элементарные математические представления (о форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени и пространстве).
Взрослые обеспечивают детям возможность для обогащения словарного запаса. У детей происходит совершенствование звуковой культуры, грамматический строй. Дети учатся высказывать свои суждения, развивается диагностическая речь. Специальная подготовка предполагает приобщение детей к культуре чтения художественной литературы, обсуждению их содержания. Развивается мелкая моторика руки.
|
|
Одна из важнейших задач дошкольного воспитания – всесторонняя подготовка ребенка к школе. От условий этой подготовки во многом зависит эффективность школьного обучения
Подготовка ребенка к школе осушествляется двумя институтами воспитания - семьей и дошкольными учреждениями. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат.
детским садом и школой. Одним из условий подготовки детей к школе является деятельность педагогов ДОУ. Так же необходимым условием, по словам Л.А.Парамонова является благоприятный эмоциональный настрой. Необходимо вызывать у детей радость при мысли о том, что они пойдут в школу, будут вместе со сверстниками учиться и играть; объяснять детям, в чем заключается смысл обучения в школе, знакомить их с видами деятельности, которыми им предстоит заниматься.
Одним из необходимых условий является общее интеллектуальное развитие. Подготовка должна заключаться не только и не столько в обучении ребенка каким-либо специальным знаниям и умениям, сколько в общем развитии его умственных способностей и познавательных интересов, в формировании умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления и на основе этого делать определенные выводы и умозаключения.
Важным условием подготовки детей к школе можно выделить преемственность. От многосложной работы всех звеньев учебно-воспитательных учреждений системы образования и от правильного осуществления преемственности между ними, которая предполагает установление глубокой внутренней взаимосвязи в обучении, воспитательном взаимодействии и формировании личности на различных ступенях обучения Детский сад, начальная и средняя школа,- отмечала Н.К.Крупская, - все это тесно связанные между собой звенья общего развития и единственной целью этих учреждений должно быть, возможно, полное, всестороннее развитие личности, создание условий для ее формирования [26].
|
|
Необходимым условием в подготовке детей к школе является высокий уровень подготовленности педагогического коллектива. Важно учитывать специфику переходной ступени в системе образования.
От того, как ребенок подготовлен к школе всеми предшествующими школьному периодами, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, учебные успехи, психологическое самочувствие Особое внимание в подготовки детей к школе необходимо обратить на режим дня детей.
Многие дети хотят идти в школу. Однако не всегда это означает, что у ребенка есть мотивационная готовность. Нередко основной причиной их желания казаться более взрослым; его привлекают новые вещи.
Гораздо важнее, чтобы ребенок не просто хотел идти в школу, но и хотел учиться. Поэтому необходимо сформировать учебную мотивацию. Для этого необходимо рассказывать детям о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
Также необходимо, чтобы дети понимали слова взрослого и правильно реагировали на них, необходим определенный уровень развития, а именно: способность к речевому, внеситуативному общению, т.е. умение отвлечься от предметов наличной ситуации и сосредоточиться на словах педагога.
Все рассмотренные факторы помогут всесторонне подготовить старших дошкольников к школе, не «перегрузив» детский ум, учитывая физиологические особенности этого возраста.
Немаловажную роль в подготовки детей к школе оказывает семья.
Психологическая готовность Физическая готовность Специальная готовность
1.Психомоторную (функциональную) готовность;
2.Интеллектуальную готовность;
3.Эмоционально-волевую готовность;
4.Личностную готовность;
5.Социально-психологическую (коммуникативную) готовность 1.Навыки самообслуживания,
2.Состояние общей моторики,
3.Уровень физической подготовленности,
4.Состояния здоровья.
5.Правильное телосложение,
6.Осанка детей.
Определяется наличием знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения школьных предметов. Сформированность таких качеств как: любознательность; активность, инициативность; способность к самоконтролю и саморегуляции.
Б-15 В1 1.Кризис саморегуляции, ребенок начинает регулировать свое поведение правилами.
2. Симптомы: претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным (демонстративная наивность), излишняя взрослость, предъявление требований к окружающим.Распадается ед-ство аффекта и интеллекта. Реб.не владеет своими чувствами (утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие).
3. Потребность в уважении. Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности приемлемым способами. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. (Э.Эриксон - "инициатива против чувства вины").
3. Итоги прохождения кризиса: поощрение самост-ти детей способ-ет разв.ю их интеллекта и инициативы.
4. Гот.к школе – итог психич развития в период дошк. детства, интегративная хар-ка личности. Компоненты:-специальная (чтение, счет, письмо),-физическая (здоровье, мелкая моторика, движения)-психологическая (личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая).
В отеч.психологии проблема психолог. Гот. к шк. Обуч. занимались Божович, Дубровина, Эльконин, Коломенский, Запорожец, Выготский, Панько, Венгер, Мухина.
Интеллектуальная готовностьНаличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформ-сть начальных умений уч. Деят-ти.
Аналитическое мышление (сп-сть постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной корд-ации. Умение выделять уч. задачу и переводить ее в самос-ную цель деят-ти. Развитие фонем. слуха
Личностная готовностьПринятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, уч. Деят-сти, самому себе. Развитие позн-ных критериев, любознательности.
Развитие желания ходить в школу. Произв.управление своим поведением.
Объективность самооценки. Потеря «детскости», непоср-нности Социально-псих-ская готовность Гибкое владение СП-ми установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действияЭмоционально-волевая готовность
Развитие «эмоц-ного предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость. Сформированность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение сист-ски выполнять задания
В2 Специальная подготовка к шк. обучению ведется на протяжении всего периода дошк. возраста. Успешное усвоение шк. Пр-м будет тогда, когда реб.располагает опр-ным запасом знаний по шк. предметам. Важно чтобы дети в дошк. возрасте научились сравнивать, анализ-ть, обобщать, делать самост-ные выводы. У детей форм-ся элементарные матем-кие представления (о форме, величине, мере, соотношении, кол-ве, числе, времени и пространстве).
Взрослые обесп-ют детям возм-сть для обогащения словарного запаса. У детей происходит совершенствование звуковой культуры, грамматического строя. Дети учатся высказывать свои суждения, развивается диалогич-ская речь. Спец. Подг-ка предп-гает приобщение детей к культуре чтения худ. Лит-ры, обсуждению ее содержания. Разв-ся мелкая моторика руки.
Одна из важнейших задач дошк. Восп-ия – всесторонняя подготовка ребенка к школе. От условий этой под-ки во многом зависит эфф-сть шк. Обучения. Подготовка реб. к школе осуш-ся двумя институтами воспитания - семьей и дошк. Учр. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат.
Одним из условий подготовки детей к школе является деят-ть педагогов ДОУ. Так же необх. условием, по словам Л.А.Парамонова является благоприятный эмоциональный настрой. Необ-мо вызывать у детей радость при мысли о том, что они пойдут в школу, будут вместе со сверстниками учиться и играть; объяснять детям, в чем закл-ся смысл обучения в школе, знакомить их с видами деят-ти, кот. им предстоит заниматься.
Одним из необходимых условий является общее интеллектуальное раз-витие. Подготовка должна заключаться не только и не столько в обучении ре. каким-либо спец. знаниям и умениям, сколько в общем развитии его умств.способностей и позн-ных интересов, в формир-нии умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления и на основе этого делать опред-ные выводы и умозаключения.
Важное условие преемственность. От многосложной работы всех звеньев учебно-воспит. учреждений системы образ. и от правильного осуществления преемственности между ними. Необходимым условием в подготовке детей к школе является высокий уровень подготовленности пед.го коллектива. Важно учитывать специфику переходной ступени в системе образования.
Гораздо важнее, чтобы ребенок не просто хотел идти в школу, но и хо-тел учиться. Поэтому необходимо сформировать учебную мотивацию. Для этого необходимо рассказывать детям о школе, об учителях и о знаниях, при-обретаемых в школе. Необходимо, чтобы дети понимали слова взрослого и правильно реагировали на них, необходим опр-ный уровень развития, а именно: СП-сть к речевому, внеситуативному общению, т.е. умение отвлечься от предметов наличной ситуации и сосредоточиться на словах педагога.
В3 Требования: на теоретическом уровне необх-мо иметь представления, знать, на практ. – уметь и обладать навыками.
Знание:Возрастные особенности
Методы и формы работы
Спец.знания – подготовка к чтению,
Математика и т.п.
Умение ставить цели и формулировать задачи педагогич.деят-ти с детьми; планировать работу с детьми; организовывать детей в различных видах деят-ти
ВОПРОС №16
Б-16 В1 Сказка – повест-ное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных событиях с участием фантаст-ких сил. Сказка – элемент культур-ного наследия.Много нелогических моментов – связано с древними представлениями о мире (мышь-представитель потусторонней жизни, царства мертвых и живет под полом, яйцо - жизнь
2. В основе эмоционального восприятия – идентификация с героем. Развитие эмоций, эмпатии.
Этому способствует описание героя в начале сказки (всячески првлечь симпатию ребенка). Р. легче отождествляет себя с маленьким, Иваном –дураком). Сказка способ-ет разв-тию эмоц.сферы док-ков, эмпатии. Это ср-во общения со взрослым. Важно не чтение, а рассказывание сказки (возм-ть обратной связи), когда я читаю, ребенка не вижу, а важно наблюдать за реакцией, эмоциями. сказка содержит нравс-ный опыт столкновения добра со злом. Преодоление препятсвий вслед за героями сказок способ-ет развитию целеустремленности, воли, веры в себя (М.В.Максимов).
Сказка активно исп-ся как средство диаг-ки аффективной сферы ребенка (исследования Бруно Беттельхейма). Сказкотеррапия. Земкевич-евстигнеев, Игорь вачков
-анализ существ-щей сказки
-проигрывание фрагментов
-модификация сказ-ных сюжетов
-сочинение сказок
Композиция сказки способствует ее восприятию, предполагает предварительное введение в ситуацию, в состояние содействия (Д.Б,Эльконин) Ритуал окончания сказки снимает образы с реб. Проводят границу м\у реальностью и сказкой отделяют ее по окончанию (эльконин).Значение иллюстраций зависит от возраста детей: для младших – опора восприятия, для старших ограничение фантазии.
В2 Искусство слова отражает действит-сть через худож. образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, форм-ет его отношение к окружающему. Худож. произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Дет. сад знакомит дошк. с лучшими произв-ми для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.
. В соответствии с «Прогр. Васил» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.
Воспитатель форм-ет у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
книжные уголки, чтение коротких рассказов. Сказок, стихотворений. Заучивание стихотворений, песенок, потешек, беседы,
рассматривание иллюстраций; рассказывание сказки детьми от имени персонажей; рисование детьми персонажей и т.д.