Налоговая система Республики Казахстан: становление и развитие

Налоговая система Республики Казахстан включает в себя органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения, и совокупность обязательных платежей в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин.

В целом налоговая система сложилась под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, основными из которых являются:

1) социально-экономическое развитие республики и регионов;

2) развитие финансовой системы в республике;

3) использование новых финансовых инструментов для регулирования экономики.

Становление и развитие налоговой системы РК подразделяется на 5 этапов.

Первый этап (1991 - 1994 гг.) характеризуется созданием национальной налоговой системы путем использования различных инструментов, в частности, таких как определенные виды налогов и их элементы для накопления средств государственного бюджета и предотвращения инфляции.

Второй этап (1995 -1998 гг.) становление и развитие национальной налоговой системы характеризуется достижением макроэкономической стабилизации, созданием благоприятных условий для активной финансово - хозяйственной деятельности субъектов экономики, ведущей к устойчивости налогооблагаемой базы и увеличению возможности решения национальных проблем. Макроэкономическая стабилизация стимулирует развитие производства - коммерческой деятельности путем достижения определенного соотношения между средствами, остающимися у налогоплательщиков (позволяющими ему развиваться), и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы и позволяют ориентироваться на среднесрочные цели.

Третий этап (1999 - 2001 гг.) связан с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей, как ВВП, ВНД. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущей к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет. Меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.

Четвертый этап (2002 - 2008 гг.) связан с введением Налогового Кодекса от 12 июня 2001 года, введенного в действие с 1 января 2002 г., имеющего следующие черты:

  • - ясное экономическое определение и юридическое оформление национально- экономических проблем и налоговых инструментов для их решения;
  • - четкое представление источников бюджетных средств и их использование;
  • - определение направления и оценка эффективности финансирования социально - экономических программ;
  • - организация рационального использования имеющихся в распоряжении налоговых служб инструментов;
  • - растущий профессионализм представителей законодательной и исполнительной власти.

Пятый этап, который начинается с 1 января 2009 г., характеризуют следующие аспекты:

  • - поэтапное снижение корпоративного подоходного налога с 30% до 20% в 2009 г., 17,5% в 2009 г., 15% в 2011г.;
  • - изменения в уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу;
  • - по налогу на транспортные средства отменены поправочные коэффициенты в зависимости от года выпуска и страны-производителя автотранспортного средства;
  • - введен фиксированный налог и налог на игорный бизнес;
  • - снижена ставка НДС до 12%;
  • - вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в размере 11%;
  • -для предприятий, осуществляющих инвестиции, предусмотрены налоговые преференции.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: