Налоговая система Республики Казахстан включает в себя органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения, и совокупность обязательных платежей в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин.
В целом налоговая система сложилась под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, основными из которых являются:
1) социально-экономическое развитие республики и регионов;
2) развитие финансовой системы в республике;
3) использование новых финансовых инструментов для регулирования экономики.
Становление и развитие налоговой системы РК подразделяется на 5 этапов.
Первый этап (1991 - 1994 гг.) характеризуется созданием национальной налоговой системы путем использования различных инструментов, в частности, таких как определенные виды налогов и их элементы для накопления средств государственного бюджета и предотвращения инфляции.
Второй этап (1995 -1998 гг.) становление и развитие национальной налоговой системы характеризуется достижением макроэкономической стабилизации, созданием благоприятных условий для активной финансово - хозяйственной деятельности субъектов экономики, ведущей к устойчивости налогооблагаемой базы и увеличению возможности решения национальных проблем. Макроэкономическая стабилизация стимулирует развитие производства - коммерческой деятельности путем достижения определенного соотношения между средствами, остающимися у налогоплательщиков (позволяющими ему развиваться), и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы и позволяют ориентироваться на среднесрочные цели.
Третий этап (1999 - 2001 гг.) связан с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей, как ВВП, ВНД. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущей к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет. Меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.
Четвертый этап (2002 - 2008 гг.) связан с введением Налогового Кодекса от 12 июня 2001 года, введенного в действие с 1 января 2002 г., имеющего следующие черты:
- - ясное экономическое определение и юридическое оформление национально- экономических проблем и налоговых инструментов для их решения;
- - четкое представление источников бюджетных средств и их использование;
- - определение направления и оценка эффективности финансирования социально - экономических программ;
- - организация рационального использования имеющихся в распоряжении налоговых служб инструментов;
- - растущий профессионализм представителей законодательной и исполнительной власти.
Пятый этап, который начинается с 1 января 2009 г., характеризуют следующие аспекты:
- - поэтапное снижение корпоративного подоходного налога с 30% до 20% в 2009 г., 17,5% в 2009 г., 15% в 2011г.;
- - изменения в уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу;
- - по налогу на транспортные средства отменены поправочные коэффициенты в зависимости от года выпуска и страны-производителя автотранспортного средства;
- - введен фиксированный налог и налог на игорный бизнес;
- - снижена ставка НДС до 12%;
- - вместо регрессивной шкалы ставок социального налога введена единая ставка в размере 11%;
- -для предприятий, осуществляющих инвестиции, предусмотрены налоговые преференции.