Билет 4

Билет 1.

Становление Республики Казахстан как независимого государства породило необходимость переосмысления многих вопросов в отношении государства и права. Право есть порядок, основанный на принципах справедливости, равенства, гуманности, свободы.Каждый должен уметь защитить свои права и порядок в установленном законом порядке. Для этого необходимо иметь общие представления о праве, нормах права, о деятельности государственных органов. Курс основ права закладывает основы правосознания и правовой культуры личности. Курс «Основы права» читается для студентов всех специальностей. Данный курс предполагает большой объем самостоятельной работы студента, нацеленный на освоение основ юридических знаний, предусмотренных типовой программой курса юриспруденция (для неюридических специальностей). Знание по предмету «Основы права» позволят систематизированно рассмотреть всю совокупность государственно-правовых явлений в их нормативно-правовой форме и правоприменительной практике. Изучение курса способствует повышению правовой культуры в Республике Казахстан, обеспечению законности и правопорядка.

Билет 2.

Предмет, методы, принципы изучения курса «Основы права». Система источников учебного курса «Основы права». Структура учебного курса «Основы права». Понятие и основные черты, возникновение государства: экономические и социальные причины.

Внешние и внутренние функции. Механизм и аппарат государства. Понятие и признаки правового государства. Теории возникновения государства и права. Определение и основные признаки и сущность права. Понятие и структура правовой нормы. Система права и система законодательства. Субъекты права. Понятие и виды правоотношений. Понятие и виды правонарушений.

Билет 4.

Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные. официальный письменный документ, принимаемый уполно- моченным органом государства; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ находятся между собой в строгой иерархическойсоподчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного НОР МАТИВНОГО АКТА; издавать их вправе строго определенные законом органы. Вотличие от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, при каз директора предприятия об увольнении работника и т.д.) предписанияНОРМАТИВНОГО АКТА обычно носят более или менее общий характер, направлены на регулирование определенного вида общественных отношений и применяются неоднократно.

2. К основному виду нормативных правовых актов относятся:

1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы;

2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу

конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;

5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

6) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;

7-2) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов при наличии прямой компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах государственного органа, в структуру которого входит ведомство;

8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

3. К производному виду нормативных правовых актов относятся:

1) регламент - нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений;

1-1) технический регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к продукции и (или) процессам их жизненного цикла, разрабатываемый и применяемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании;

1-3) стандарт государственной услуги – нормативный правовой акт, устанавливающий требования к оказанию государственной услуги, а также включающий характеристики процесса, формы, содержание и результат оказания государственной услуги;

1-4) регламент государственной услуги – нормативный правовой акт, устанавливающий требования по соблюдению стандарта государственной услуги и определяющий порядок деятельности услугодателей, в том числе порядок взаимодействия с иными услугодателями, центрами обслуживания населения, а также использования информационных систем в процессе оказания государственных услуг;

Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные формы нормативных правовых актов производного вида.

4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.

4-1. Нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов не могут затрагивать права и свободы человека и гражданина.

5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.

6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являются нормативными правовыми актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: