Систематизация НПА

Правовая система государства – это огромный массив нормативно-правовых актов и велений, требующих определенной группировки, классификации для наиболее целесообразного и удобного использования в процессе правоприменения. В правовой системе действует огромное количество нормативных актов, что обусловливает необходимость осуществления систематизации, т. е. упорядочения в определенную систему для удобства пользования ими на практике. В юридической науке обозначились в основном три вида систематизации:

1) инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. В связи с тем, что инкорпорацией могут заниматься государственные органы, общественные организации и отдельные граждане, различают инкорпорацию официальную, официозную, неофициальную. Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты. Такая инкорпорация предполагает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Неофициальные систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Еще одним видом систематизации является хронологическая систематизация по официальной дате опубликования. Предметная инкорпорация – такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы;

2) кодификация – это разновидность систематизации, предполагающая деятельность, направленную на коренную (как внешнюю, так и внутреннюю) переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его утвердившим.

Различают следующие виды кодификации: всеобщую кодификацию, которая связана с образованием сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства; отраслевую кодификацию, являющуюся систематизацией норм права какой-то отрасли или подотрасли права; специальную кодификацию, соединяющую нормы права института или группы институтов права;

3) консолидация – это такая систематизация нормативных актов, создаваемая путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификация и создание законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Вновь созданный консолидированный акт представляет собой систему образующих ее элементов, как правило, входящих в отдельные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности.

Виды систематизации являются процедурой по обработке (внутренней и внешней) и упорядочению законодательства, его совершенствованию, устранению противоречий и других несогласованностей, т. е. операциями технико-систематического характера.

Итак, систематизация – это обоснованная, необходимая и обусловленная деятельность определенных уполномоченных органов и лиц, посредством которой осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения в практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: