Л.Я. Штернберг: уточнение анимистической теории. Три стадии оживотворения природы: аниматизм; одухотворение природы; открытие души

Л. Я- Штернберг, крупнейший русский этнограф конца XIX и первой четверти XX зека. Вопросы генезиса, эволюции религии, первобытного строя занимали центральное место в научной работе.

Генетически процесс развития анимизма представляет следующие стадии.

Одушевление и очеловечение природы. На самых ранних ступенях своего существования человек мыслил, старался объяснить окружающий мир, искал причин происходящих в нем явлений. Но в этих поисках, при ограниченности знаний, при неизбежной примитивности методов познания, первобытный человек имел только один достоверный критерий—-его собственное „я“, один только метод—„психологический". Идя таким образом от единственного, хорошо ему известного (его „я") к н е из в е с т н о м у, он, естественно, должен был сознательно и бессознательно переносить на все окружающее атрибуты своей собственной природы: одушевленность, разумность, волю, активность — словом, мыслить природу по образу и подобию своему. Он видел, как вода течет, вздымает волны и шумит тысячью голосов; ветер мчится быстрее птицы и ревет, как разъяренный зверь; деревья качаются, при надрезах дают кровь; листья шумят, шепчутся, огонь движется, шумит, выпускает живые языки пламени. Из этих и многих других подобных явлений прямой вывод: все одушевлено, кажущаяся неодушевленность того или другого предмета — только временное состояние, как у человека сон. В действительности все так или иначе — актуально или потенциально — все живет, все разумно, волеспособно и активно. Одушевив природу, человек пошел еще дальше: он очеловечил, антропоморфировал ее. Продолжая сравнивать себя с окружающими объектами природы, он все более и более стал находить черты сходства между ними и собою.

Открытие духов. Продолжая свои наблюдения над природой, первобытный человек замечал целый ряд оптических и акустических явлений (призраки, тени, эхо, отражения, шумы и т. п.), в реальности которых он не имел никакого основания сомневаться (ибо о них свидетельствовали его внешние чувства). Они заставили его прийти к заключению, что в природе, на ряду с обычными телесными, вполне осязаемыми существами, имеется целый ряд существ, таких же реальных, как и он сам, как и все другие видимые объекты, — существ, которые проявляют несомненные признаки существования, но в то же время обладают специфическим свойством быть неуловимыми в своей реальной телесности или же обладают телесностью слишком тонкой, чтобы быть уловимыми, и поэтому так же произвольно исчезают перед человеком, как и неожиданно перед ним появляются. Это—существа-духи. Для первобытного человека эти „духи" не представляют ничего особенно чудесного: это—такие же существа естественного порядка вещей, как и все прочие объекты природы. Мало того: это — настоящие люди. Их единственный отличительный признак—способность стать неуловимыми, принимать вид любого предмета, животного, дерева, камня. От частного человек перешел к общему. Раз существуют специфические существа-духи в отдельных случаях мнимо-реального опыта, почему им не быть везде, почему им не наполнять всего бесконечного пространства, не занятого объектами видимого мира? И вот „мир стал полон духов боящийся плюнуть в сторону из опасения попасть в какого-нибудь духа. Создано было новое человечество духов, наполняющих весь мир, несметными сонмами окружающих человека. Леса, горы, реки, небеса — словом, каждый уголок земли стал обителью духов-людей, живущих такою же жизнью, какой люди.

Открытие души. Тем же методом самонаблюдения и несовершенного сравнения человек пришел и к открытию нового вида существ—душ. Различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, явления, сопутствующие смерти —кровотечения, последний вздох, тень и пр.) привели к заключению, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли и судьбы которых зависит вся жизнь человека. Души эти — самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание, составляют видимые части или функции тела; другие, как душа, покидающая тело во время сна, представляют все признаки духа. Одни обнимают функции всего человека, всю его индивидуальность; другие управляют только функциями отдельных органов тела (парциальные души души глаз, языка, руки, ноги и т. п.). Одни обитают постоянно в самом человеке, другие могут жить вне его (в каком-нибудь дереве, животном, даже в его собственном изображении) и тем не менее влиять на его жизнь и здоровье. Среди этих столь различных душ есть одна, которая представляет подлинный двойник человека и продолжает его индивидуальное существование после смерти. Этим последним открытием ознаменовался величайший переворот в психике и всей дальнейшей эволюции человечества.

Загадка жизни и смерти, мучительно заставлявшая работать ум человека, разрешилась; пали ужасы смерти. Этого ужаснейшего бича человека не существует. Человек — обиталище неумирающих душ. Смерть — только момент, когда, вследствие разрушения его тела или оставления его душами, одна из его душ, подлинный двойник его, тотчас начинает новое существование, являющееся подлинным продолжением его прежней индивидуальной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: