Обучение участников

Различают инструктаж и обучение участников мозгового штурма. Инструктаж проводят перед этапами, при этом участникам объясняют их задачи, ограничения, приводят примеры удачной и неудачной деятельности.

Обучение процедурам, выполняемым при проведении мозгового штурма, может проводиться как в рамках общей подготовки инженерно-технических работников, так и при решении реальных поисковых задач.

При общей подготовке обучение предусматривает ознакомление с предпосылками и историей возникновения мозгового штурма, его теоретическими положениями. В качестве практических занятий признано целесообразным проводить два мозговых штурма (в начале и в конце обучения). Деление аудитории на генераторов и аналитиков при этом, как правило, не производят. Тему штурма в начале обучения целесообразно брать из области, не связанной с практической деятельностью слушателей. Это позволяет убрать психологические барьеры, существенно уменьшить меру ответственности за идеи, высказываемые на этапе генерации. На этапе анализа это позволяет ограничиться поверхностным обсуждением каждой идеи, т. е. уменьшить затраты времени на анализ. Мозговой штурм в конце обучения можно провести по задаче, близкой по своей специфике к кругу задач, решаемых на данном предприятии.

Обучение процедурам, выполняемым при проведении мозгового штурма, ведут и во время реальной работы по поиску новых идей при условии неоднократного проведения мозгового штурма силами одной и той же группы. Ведущий осуществляет при этом специализированные тренировки с генераторами и аналитиками.

Обучение участников мозгового штурма подразумевает и постоянное повышение квалификации ведущего. Повышение квалификации осуществляется в форме непрерывного самообразования и регулярного участия в учебных семинарах и семинарах по обмену опытом, является обязательным для методиста технического творчества и преподавателя.

В области мозгового штурма повышение квалификации включает:

- Критические разборы проведения штурмов с использованием магнитофонных записей или стенограмм. Цель - выявление недостатков в работе ведущего и поиск путей их устранения.

- Регулярное решение задач в роли генератора и аналитика для поддержания творческого потенциала на оптимальном уровне.

- Регулярное выполнение специальных упражнений, направленных на отработку качеств, необходимых ведущему.

Такими упражнениями могут быть:

1. Выявить возможные цели и задачи мозгового штурма в конкретной проблемной ситуации, сформулировать цели.

Например, для проблемной ситуации, состоящей в том, что во время работы кормоуборочного комбайна в его измельчающий аппарат попадают камни и металлические предметы, вследствие чего аппарат выходит из строя, можно сформулировать цели:

- не захватывать рабочими органами инородные предметы;

- отфильтровывать инородные предметы по пути к измельчающему аппарату;

- сделать ножи гибкими, а значит, не восприимчивыми к камням и металлу;

- предварительно дробить инородные предметы.

2. Дать экспресс-оценку и классификацию идей. Присутствуя на творческих совещаниях специалистов, ведущий может мысленно проводить классификацию полученных идей, относить их к различным направлениям. Параллельно целесообразно оценивать психологический фон дискуссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: