Понятие налогового обязательства как материального налогового правоотношения

Материальные налоговые отношения характеризуются следующим.

Эти отношения обусловлены существованием государства и являются продуктом его финансовой деятельности.

Налоги выступают атрибутом государства: они возникли вместе с государством и отомрут тогда, когда исчезнет государство. Налоги устанавливает, во-первых, государство, они являются, во-вторых, основным источником формирования его бюджета и, в-третьих, государство обеспечивает принудительный сбор налогов в случае уклонения от их уплаты, используя в этих целях, кстати, и такую меру, как привлечение к юридической ответственности (финансово-правовой, административной и уго-ловной) лиц, неисправно исполняющих свои налоговые обязательства.

Вообще-то принудительные государственные денежные поборы и взимания могут существовать не только в форме налогов (например, госпошлина, сборы), однако, если вести речь именно о налогах, то они являются порождением государства, выступают его признаком. Эти отношения возникают как результат потребности государства в денежных средствах, призва-ны решить проблему формирования его денежных фондов, где сами налоги выступают методом добывания денег. Государство — обязательный субъект этих отношений, они возникают в силу его волевого акта и вне участия самого государства такие отношения немыслимы.

2. Эти отношения носят имущественный характер.

При этом в понятие "имущество" вкладывается тот смысл, который в него вложен статьей 115 Гражданского кодекса. Однако отметим, что предметом налогового платежа могут выступать только деньги или вещи, определяемые родовыми признаками. Индивидуально определенная вещь предметом налогового платежа выступать не может, ибо с ее передачей государству (то есть с уплатой налога) прекратилось бы само налоговое от- ношение. А между тем последние характеризуются тем, что носят длительный и стабильный характер.

Следует также иметь в виду, что для современных систем налогообложения наиболее характерна денежная форма налога — натуральные налоги либо относятся к разряду исторических пережитков, либо применяются в исключительных случаях. Поэтому по общему правилу налоговые отношения являются денежными отношениями. Тем не менее как в теоретическом, так и практическом плане возможно существование и натураль­ных налогов (особенно в историческом их разрезе). Так, исто­рия знает немало видов натуральных налогов (податей), когда они вносились в виде вещей, определенных родовыми призна­ками (в частности, налог в виде определенной части урожая — например, знаменитый продналог), либо в виде предметов осо­бой ценности (например, ясак в виде пушнины). Существовали налоги в виде личной повинности (например, гужевая повин­ность, когда владелец извозных животных должен был отрабо­тать определенное количество дней в году на нужды государст­ва, не получая за это платы). В настоящее время налоговая сис­тема Казахстана также знает натуральное налогообложение, ко­торое, правда, вызывает определенные сомнения в своей эконо­мической сущности. Речь идет об уплате недропользователем в виде налога части добытого минерального сырья (добытой про­дукции), в размере, определяемом так называемым "контрактом о разделе продукции", что является составной частью налого­обложения недропользователей. Остальные же налоги носят исключительно денежную форму. Характеристику налоговых отношений как денежных не меняет и то обстоятельство, что государство в процессе погашения задолженности по налогам (так называемых "недоимок") может обратить взыскание на имущество должника.

3. Материальные налоговые отношения опосредуют односто­роннее движение стоимости в денежной либо в иной имущест­венной форме, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме.

В отличие от товарно-денежных отношений, опосредующих акты Т-Д и Д-Т, то есть выражающих обмен денежной формы стоимости на товарную, налоговые отношения являются чисто денежными — налогоплательщик не приобретает за отданные (а точнее, отобранные) деньги их эквивалент в виде товара.

Существует, правда, теория так называемой "социальной воз­вратности налогов", особенно популярная в доктрине социалис­тических финансов. Как писал по этому поводу В.В.Бесчеревных: "в социалистическом государстве существует возмездность налогов в широком смысле, возмездность коллективная, общественная. Взимаемые государством налоги вместе с другими доходами бюджета расходуются на развитие народного хозяй­ства, на социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия и т.п.

Не отрицая того факта, что определенная часть налогов дей­ствительно возвращается налогоплательщикам (в их совокуп­ности) в виде всякого рода индивидуальных выплат (например, пособия по безработице), оказания бесплатных или дотируемых государством услуг (например, содержание государством пуб­личных библиотек) или в виде финансирования социально-зна­чимых сфер экономики (например, сельскохозяйственного про­изводства с целью поддержания низкого уровня цен на продук­ты питания), следует признать, что возвратности налогов, даже в социальном широком смысле, существовать не может хотя бы уже потому, что значительная часть денежных средств, собран­ных посредством налогов, расходуется на содержание собствен­но государственно-бюрократического аппарата, где наверняка существуют структуры, наличие которых вовсе не продиктова­но интересами и потребностями общества, а является продук­том ухищрений дорвавшихся до государственной казны чинов­ников. В результате общая сумма налогов, собираемых государ­ством, значительно больше не только выплат, получаемых на­логоплательщиками по социальным статьям бюджета, но и об­щей суммы их расходов, имеющих хотя бы относительную со­циальную направленность. А что касается конкретного налого­вого отношения, то здесь деньги имеют лишь одно движение: от налогоплательщика к государству.

4. Материальные налоговые отношения носят распредели­тельный характер.

Деятельность государственного аппарата не создает стоимос­ти, хотя и носит в целом общественно-полезный характер. Поэ­тому государство может добыть себе деньги лишь где-то на сто­роне, например, отбирая их посредством налогов у тех, кто со­здает стоимость своим трудом. В целом же посредством налого­обложения государство осуществляет распределение националь­ного продукта, обращая его часть (в денежной форме) в свою пользу.

Таким образом, все авторы, так или иначе определяют нало­говое право через сам налог, точнее через его установление и взимание. То есть в основу предмета правового регулирования берется то общественное отношение, которое мы называем ма­териальным налоговым отношением. Между тем в сфере нало­гового права находятся — и это нам представляется бесспорным — и моменты чисто организационного плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: