Студент должен:
иметь представление:
– о деятельностно-диалектической концепции истины;
– о логике как опосредованной практике в постижении истины;
знать:
– абсолютно-относительный характер истины;
– сравнение заблуждения и лжи как видов ошибок.
уметь:
– определять и сопоставлять объективную, абсолютную и относительную истину.
Определение истины. Деятельностно-диалектическая концепция истины. Практика как основной критерий истины. Логика как опосредованная практика. Объективная истина. Истина абсолютная и относительная. Абсолютно-относительный характер истины. Конкретность истины.
Ошибки: заблуждение и ложь, их суть и источники. Знания полезные и бесполезные.
Тема 3.3. Научное познание
Студент должен:
иметь представление:
– о сути и особенностях научного познания;
– о взаимосвязи и системности научных знаний;
– о понятии методологии;
– об общелогических методах познания;
знать:
– суть и методы эмпирического уровня познания;
– суть, стадии и методы теоретического уровня познания;
|
|
уметь:
– сравнивать формы научного и вненаучного познания.
Суть и особенности научного познания: особые объекты изучения, использование специального языка, специфика научных знаний. Взаимосвязь и системность научных знаний.
Понятие методологии. Гипотезы и теории. Общелогические методы познания: аннализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование (компьютерное моделирование). Эмпирический (опытный) и теоретический уровни научного познания. Эмпирический (научный) факт как форма получаемого знания. Методы эмпирического уровня: наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент.
Стадии теоретического уровня: выдвижение гипотезы и формулирование научной теории. Методы теоретического уровня: метод формализации, аксиоматический метод, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический метод, философский метод (метафизический и диалектический), логический метод. Комплексный характер методов научного познания.
Формы вненаучного познания: мифология, лженаучное познание, антинаучное познание, обыденное познание.
Раздел 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА