Студент должен:
иметь представление:
– о теориях социальных конфликтов Г. Спенсера Г. Зиммеля;
– о природе социальных конфликтов;
знать:
– суть социального конфликта;
– основных и дополнительных участников социальных конфликтов, их ранги;
– стадии развития социального конфликта;
– варианты приостановления социального конфликта;
уметь:
– классифицировать социальные конфликты по различным критериям;
– определять способы разрешения социальных конфликтов.
Суть социального конфликта. Теории социальных конфликтов Г. Спенсера и Г. Зиммеля. Природа социальных конфликтов: причины, мотивы, предметы, объекты. Классификация социальных конфликтов: по длительности, по источнику возникновения, по форме, по характеру развития, по объему, по используемым средствам, по сферам общественной жизни, по влиянию на ход общественного развития, по происхождению. Сопоставление рациональных и эмоциональных конфликтов.
Основные субъекты (участники) конфликта – оппоненты или противоборствующие стороны. Дополнительные участники конфликта: свидетели, подстрекатели, пособники, посредники. Ранги участников конфликта.
Конфликтная ситуация. Стадии (этапы) конфликта: возникновение (начало), развитие (разрастание, эскалация), окончание (завершение). Инциденты (поводы) для конфликта: реальные или придуманные. Провокация конфликта. Действия участников конфликта: основные и вспомогательные, наступательные и оборонительные. Приостановление конфликта.
Способы разрешения социальных конфликтов: изучение природы конфликта с целью его уменьшения или полного устранения, формирование толерантного (терпимого) отношения к интересам и позициям противоположной стороны, сведение конфликта к не-насильственной форме и максимальное использование переговорного механизма для его преодоления, осуществление эффективной государственной социальной политики.