Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания литературных источников.
Основные функции конспекта:
· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;
· показывает внутреннюю логику изложения;
· содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;
· отражает отношение составителя к материалу;
· может использоватьсяне только составителем, но и другим читателем.
В конспекте важно отразить: | О ЧЕМ говорится? |
ЧТО утверждается? | |
как доказывается? |
Различают следующие виды конспектов:
а) плановый (соответствующий предварительному плану);
б) текстуальный (составляющийся чаще всего из цитат, которые связаны логическими переходами);
в) свободный (сочетающий выписки, цитаты, иногда тезисы);
г) тематический (охватывающий только определенную конкретную схему);
д) хронологический (отражающий временную последовательность события);
е) обзорный (приближающийся к реферату, т. к. раскрывает конкретную тему с использованием нескольких источников).
|
|
Создавая первые конспекты, используйте опоры:
· ключевые слова;
· суть, условия, мысль;
· раскрытие основной мысли;
· заключение, вопросы, личное отношение.
Методика составления конспекта
1. Внимательно изучите оглавление книги.
2. Подберите главы и параграфы книги или тексты других источников, наметьте письменный или устный план их изучения.
3. Составляя конспект, используйте предварительные записи и заметки, сделанные вами при чтении.
4. Объедините все записи в сводный конспект.
Последовательность изложения в конспекте должна соответствовать последовательности освещения материала в книге, это дает возможность легче воспроизвести законспектированное в дальнейшем!
Требования, необходимые для выработки навыков конспектирования [6]:
· отбирайте для конспекта только главное;
· старайтесь точно выражать мысли автора (желательно своими словами, а не словами и предложениями текста);
· свои мысли в конспект не вносите, все пометки делайте на полях;
· пишите кратко, пользуясь графиками, схемами, диаграммами, сокращениями;
· конспект оформляйте четко, пишите только ручкой. Обязательно оставляйте поля, т. к. они вам будут необходимы при работе с конспектом;
· тему пишите крупнее, за ней приведите описание источника, укажите фамилию и инициалы автора, место, время издания, издательство, страницы;
· старайтесь на одной странице конспекта поместить больше материала. Это поможет вам сконцентрировать внимание.
Аннотация
Аннотация – краткая информация о каком-либо издании, характеристика первоисточника, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, проблематики, объекта исследования, его целях и результатах. Вопрос, на который должна ответить аннотация: «О чем говорится в источнике?»
|
|
Структура аннотации:
– библиографическое описание (Ф.И.О. автора (авторов), название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц);
– текст аннотации (сведения о типе и назначении текста; о задачах, поставленных автором; методах; описание структуры аннотируемого труда, предмета и темы, основных положений текста).
Виды аннотаций:
а) по содержанию и целевому назначению:
– справочные (дают характеристику текста без критической оценки);
– рекомендательные (дают характеристику и оценку текста относительно его возможности изучения определенным контингентом учащихся).
б) по полноте охвата содержания:
– общие (дают характеристику текста в целом с расчета на широкую аудиторию);
– специализированные (дают характеристику текста в определенных аспектах с расчетом на узкий круг специалистов);
– групповые (дают характеристику нескольких, близких по тематике источников).
Рассмотрим, например, аннотацию на учебник «Технологии социальной работы», выпущенный в 2003 году издательством «Инфра-М».
Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. Е. И. Холоповой. – М.: Инфра-М, 2003. – 400 с.
Данный учебник составлен в соответствии с программой курса «Технологии социальной работы». Авторский коллектив поставил перед собой цель – представить общие принципы, используемые в технологизации социальной работы. В соответствующих разделах, главах и параграфах изложена теория и методология социальной работы, рассмотрены принципы технологического подхода к профессиональной деятельности и приведены конкретные методики работы с различными группами населения. Изучение представленного материала позволит правильно и эффективно осуществлять социальный менеджмент и социальные услуги. Для самостоятельной работы студентов и проведения практических занятий каждая глава сопровождается вопросами для самопроверки и списком рекомендуемой литературы для углубленного изучения материала.
По содержанию и целевому назначению эта аннотация является рекомендательной, т. к. предназначена для студентов, по полноте охвата содержания – специализированной. Библиографическое описание составлено по ГОСТ 7.1–2003. В тексте аннотации приведены сведения о типе и назначении текста – учебник для студентов высших учебных заведений. Сформулирована цель авторов учебников. Описана структура – разделы, главы, параграфы, вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература. Изложен предмет и основные положения текста учебника – теория и методология социальной работы. Текст аннотации составляет 783 знака.
Основные требования к аннотации:
1) композиция должна иметь внутреннюю логику и может отличаться от композиции исходного текста;
2) отбор сведений, формулирование и их расположение зависят от характера аннотации;
3) язык отличается лаконичностью, простотой, ясностью;
4) аннотация на диссертации, статьи оформляется на библиографической карточке, без абзацев;
5) средний объем – 500 печатных знаков, реже – 800–1000 [8].
Основные ошибки в составлении аннотации – избыточность информации, длинноты в формулировке мыслей, употребление переводов. Избегайте лишнего: вводных слов и предложений, сложных переводов!