Структурные элементы дипломной работы

Как уже отмечалось, структурными элементами дипломной работы являются:

· титульный лист (прил. 5);

· задание (прил. 6);

· содержание (простой или сложный план);

· введение;

· основная часть (включающая 2–3 главы);

· заключение (основные выводы, отражающие выполнение задач и подтверждающие гипотезы, предложения по результатам исследования);

· список использованной литературы;

· приложения (дополнительный поясняющий материал в виде таблиц, схем, рисунков, графических материалов и т. д.).

Во введении (2–3 страницы) обосновывается актуальность избранной темы. Проблема, разрешаемая в исследовании, выводится на основе противоречия (желательно в предмете исследования), определяется степень научной и практической разработанности, формулируется цель работы, показывается значимость для науки и практики, определяется объект и предмет исследования, указываются методы исследования.

Цель разделяется на задачи, решению которых посвящаются рубрики основной части, выдвигается гипотеза, указываются основные результаты выпускной работы.

Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики психолого-педагогического исследования [4, 5], постарайтесь ответить на следующие вопросы:

ПРОТИВОРЕЧИЕ Между чем чувствуется несоответствие?
ПРОБЛЕМА Что надо было изучить из того, что ранее не было изучено?
ТЕМА Как это назвать?
АКТУАЛЬНОСТЬ Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Что рассматривается?
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
ЦЕЛЬ Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Основная часть обычно делится на теоретическую и практическую (опытно-экспериментальную). Каждая из них может состоять из глав, которые соответственно подразделяются на параграфы [2].

В теоретической части исследуемая проблема анализируется на уровне объекта и предметного поля, постепенно приближаясь к тем точкам научной новизны и практической значимости, которые и отражают индивидуальные проявления студента. При анализе проблемы анализируются различные подходы к ее решению, но в результате автор излагает собственную позицию, сообщает, к какой точке зрения он присоединяется, вводит рабочие определения основных понятий исследования. Идеальным итогом теоретической главы является создание теоретической модели проблемы в предметном поле исследования.

Практическая часть – опытно-экспериментальная глава – может включать различные виды эксперимента, но чаще первый пункт второй главы посвящен констатирующему эксперименту (его постановке и результатам), далее следует программа формирующего эксперимента и анализ ее эффективности.

При написании выпускной квалификационной работы обязательны ссылки на использованные источники, другие исследования [2]. В работе не допускается увлечение эмпирическими фактами. Важно обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность в исследовании специального понятийного аппарата. Разрабатываются рекомендации специалистов в области психологии, и на основе результатов исследования делаются обобщения и выводы по каждой главе.

В опытно-экспериментальной главе дается подробная характеристика испытуемых, возраст, их количество, описывается экспериментальный материал, анкеты, тесты и т. д., используемые в опытной работе (если он представляет собой изображение предметов, то вставляется в текст или приложение).

Указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход эксперимента, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Описываются способы обработки полученных данных.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи – краткие, понятные, под ними поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации необходимо выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на вопросы: почему так получилось? в чем причины? как можно объяснить тот или иной факт?

На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо пояснить подтверждение гипотезы исследования.

Требования к цитированию первоисточников:

· целесообразно цитирование логически завершенного фрагмента текста, чтобы не изменился смысл первоисточника;

· цитата должна соответствовать оригиналу до буквы и запятой, при пропуске слов ставится многоточие (...). Сокращения слов недопустимы.

В заключении формулируются основные выводы, отражающие решение задач исследовании, достижение цели, подтверждение гипотезы, содержание рекомендаций.

Выводы должны быть четкими, отражающими содержание, значимость, обоснованность и эффективность выполненного исследования.

Список использованной литературы – важный элемент работы, т. к. отражает глубину и широту изучения проблемы, анализ новейших источников за последние 10 лет. Располагается после структурного элемента «Заключение» и должен включать не менее 20 источников. В список включаются все использованные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т. д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы.

В первую очередь приводятся нормативные акты в таком порядке: Конституция Российской Федерации (если применялась), все использованные кодексы (в первую очередь действующие, потом проекты и отмененные кодексы), потом федеральные законы (в том же порядке), потом указы президента, постановления правительства, местные законы и иные нормативные акты, постановления Верховного Совета Российской Федерации (в хронологической последовательности). Далее приводятся книги и публикации из периодики, статьи. Они должны быть расположены строго по алфавиту. Источники на иностранном языке помещаются в списке литературы после источников на русском языке.

Каждый источник (книга, статья, электронный ресурс) описывается в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Общие требования и правила составления».

Библиографическое описание состоит из нескольких областей (область заглавия и сведений об ответственности, область издания, область выходных данных и др.).

Для описания определенных видов документов (изобразительных, аудиовизуальных, электронных ресурсов и т. п.) введена новая область специфических сведений: в квадратных скобках после заглавия указывается обозначение материала: изоматериал, мультимедиа, текст, электронный, и др., к которому принадлежит объект описания. Если в списке преобладает какое-либо обозначение материала (например, [Текст]), то оно может быть опущено, а остальные, например, [Электронный ресурс] приведены.

Рекомендуется набор первой строки библиографического источника с абзацного отступа, остальных – на полный формат. Как правило, выделяется заголовок записи – фамилия и инициалы авторов, или первое слово (слова) записи под заглавием. Из шрифтовых выделений рекомендуется полужирный, курсив, разреженный (через 2 пункта).

Для разграничения областей и элементов в библиографическом описании применяют специальные знаки предписанной пунктуации. Области описания отделяют друг от друга точкой и тире (. –).Чтобы различать предписанные и грамматические знаки пунктуации, оставляют пробел в один знак до и после знаков предписанной пунктуации: тире (–), одна косая черта (/), две косые черты (//), знак равенства (=), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:). Исключение составляют два знака: «точка» и «запятая» – пробел ставится только в конце.

При переносе записи на знаках =, +, /, // следует начинать ими следующую строку, однако допускается их оставлять в конце строки. Остальные условные разделительные знаки, одинаковые по форме со знаками препинания (двоеточие, точка, точка с запятой) оставляют в конце строки.

Перед знаками «одна косая черта» (/) и «две косые черты» (//) знаки препинания не ставятся, кроме точки как знака сокращения.

С прописных букв начинается первое слово каждой области, все остальные элементы записывают со строчной буквы, например, вид издания: Распространение радиоволн: учеб. пособие. Перед сведениями о лицах и/или организациях, принимавших участие в создании работы, ставится косая с пробелом до и после нее. Например: Распространение радиоволн: учеб. пособие / И. И. Иванов. После косой черты инициалы обычно идут впереди фамилии (т.е. так, как они даны на титуле). Здесь же приводятся сведения о научных редакторах, переводчиках и т.д. Сведения о редакторе обязательны для коллективных монографий и сборников.

После указания места издания перед названием издательства или издающей организации ставится двоеточие с пробелами. Например: М.: Инфра-М, 2005. При указании двух или более мест издания их разделяют точкой с запятой с пробелами: М.; СПб.

По месту расположения библиографических ссылок рекомендуется использовать подстрочные и затекстовые. Подробная подстрочная ссылка на первоисточник делается под чертой внизу той страницы, на которой заканчивается цитата или изложение чужой мысли. При подробной ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страница. Такие сноски автоматически оформляются внизу страницы функцией Вставка/Ссылка/Сноска, шрифт Times New Roman, кегль 12, обычный. Знак сноски – цифровой номер. Нумерация выбирается новая на каждой странице.

Краткая затекстовая ссылка делается в тексте сразу после окончания цитаты или изложения чужой мысли, а подробное описание выходных данных источника приводится в нумерованном арабскими цифрами списке литературы в конце дипломной работы. Эти сноски оформляются в квадратных скобках, например: [9, с. 27], где первая цифра – номер в списке литературы, через запятую – сокращенное обозначение страницы с указанием номера.

Сноски ставятся на цитаты, определения из разных источников, взятые из источников формулы, примеры, статистические данные.

При составлении библиографического описания следует пользоваться примерами, приведенными в данном пособии (прил. 8).

Оформление выпускной квалификационной работы осуществляется по уже указанным требованиям, но есть особенности: таблицы и схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц.

Приложения обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение»; если приложений несколько, то указывается порядковый номер: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.

В приложениипомещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых собирался эмпирический материал, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т. д.

Выпускная квалификационная работа должна быть сброшюрована в специальной картонной папке (папка для дипломной работы) или твердой обложке.

Консультативная работа научного руководителя включает:

· помощь в определении круга вопросов по изучению избранной темы и выбору методов исследования, подборе необходимой литературы, формировании плана подготовки и изложения работы;

· консультации в ходе выполнения работы, систематический контроль выполнения ВКР;

· проверку и оценку работы в отзыве, отражающем актуальность темы, глубину понимания проблемы, адекватность методов исследования, достоверность результатов, обоснованность выводов, степень самостоятельности и профессионализма, стиль и правильность оформления работы, значимость предложений и выводов.

Руководитель готовит письменный отзыв о завершенной работе. Затем работа рецензируется рецензентом, назначенным приказом руководителя образовательного учреждения; рецензия оформляется на бланке (прил. 7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: