Как уже отмечалось, структурными элементами дипломной работы являются:
· титульный лист (прил. 5);
· задание (прил. 6);
· содержание (простой или сложный план);
· введение;
· основная часть (включающая 2–3 главы);
· заключение (основные выводы, отражающие выполнение задач и подтверждающие гипотезы, предложения по результатам исследования);
· список использованной литературы;
· приложения (дополнительный поясняющий материал в виде таблиц, схем, рисунков, графических материалов и т. д.).
Во введении (2–3 страницы) обосновывается актуальность избранной темы. Проблема, разрешаемая в исследовании, выводится на основе противоречия (желательно в предмете исследования), определяется степень научной и практической разработанности, формулируется цель работы, показывается значимость для науки и практики, определяется объект и предмет исследования, указываются методы исследования.
Цель разделяется на задачи, решению которых посвящаются рубрики основной части, выдвигается гипотеза, указываются основные результаты выпускной работы.
|
|
Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами.
Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики психолого-педагогического исследования [4, 5], постарайтесь ответить на следующие вопросы:
ПРОТИВОРЕЧИЕ | Между чем чувствуется несоответствие? |
ПРОБЛЕМА | Что надо было изучить из того, что ранее не было изучено? |
ТЕМА | Как это назвать? |
АКТУАЛЬНОСТЬ | Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? |
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ | Что рассматривается? |
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ | Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? |
ЦЕЛЬ | Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? |
ЗАДАЧИ | Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? |
ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ | Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? |
Основная часть обычно делится на теоретическую и практическую (опытно-экспериментальную). Каждая из них может состоять из глав, которые соответственно подразделяются на параграфы [2].
В теоретической части исследуемая проблема анализируется на уровне объекта и предметного поля, постепенно приближаясь к тем точкам научной новизны и практической значимости, которые и отражают индивидуальные проявления студента. При анализе проблемы анализируются различные подходы к ее решению, но в результате автор излагает собственную позицию, сообщает, к какой точке зрения он присоединяется, вводит рабочие определения основных понятий исследования. Идеальным итогом теоретической главы является создание теоретической модели проблемы в предметном поле исследования.
|
|
Практическая часть – опытно-экспериментальная глава – может включать различные виды эксперимента, но чаще первый пункт второй главы посвящен констатирующему эксперименту (его постановке и результатам), далее следует программа формирующего эксперимента и анализ ее эффективности.
При написании выпускной квалификационной работы обязательны ссылки на использованные источники, другие исследования [2]. В работе не допускается увлечение эмпирическими фактами. Важно обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность в исследовании специального понятийного аппарата. Разрабатываются рекомендации специалистов в области психологии, и на основе результатов исследования делаются обобщения и выводы по каждой главе.
В опытно-экспериментальной главе дается подробная характеристика испытуемых, возраст, их количество, описывается экспериментальный материал, анкеты, тесты и т. д., используемые в опытной работе (если он представляет собой изображение предметов, то вставляется в текст или приложение).
Указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход эксперимента, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Описываются способы обработки полученных данных.
Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи – краткие, понятные, под ними поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации необходимо выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.
Важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на вопросы: почему так получилось? в чем причины? как можно объяснить тот или иной факт?
На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо пояснить подтверждение гипотезы исследования.
Требования к цитированию первоисточников:
· целесообразно цитирование логически завершенного фрагмента текста, чтобы не изменился смысл первоисточника;
· цитата должна соответствовать оригиналу до буквы и запятой, при пропуске слов ставится многоточие (...). Сокращения слов недопустимы.
В заключении формулируются основные выводы, отражающие решение задач исследовании, достижение цели, подтверждение гипотезы, содержание рекомендаций.
Выводы должны быть четкими, отражающими содержание, значимость, обоснованность и эффективность выполненного исследования.
Список использованной литературы – важный элемент работы, т. к. отражает глубину и широту изучения проблемы, анализ новейших источников за последние 10 лет. Располагается после структурного элемента «Заключение» и должен включать не менее 20 источников. В список включаются все использованные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т. д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы.
В первую очередь приводятся нормативные акты в таком порядке: Конституция Российской Федерации (если применялась), все использованные кодексы (в первую очередь действующие, потом проекты и отмененные кодексы), потом федеральные законы (в том же порядке), потом указы президента, постановления правительства, местные законы и иные нормативные акты, постановления Верховного Совета Российской Федерации (в хронологической последовательности). Далее приводятся книги и публикации из периодики, статьи. Они должны быть расположены строго по алфавиту. Источники на иностранном языке помещаются в списке литературы после источников на русском языке.
|
|
Каждый источник (книга, статья, электронный ресурс) описывается в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Общие требования и правила составления».
Библиографическое описание состоит из нескольких областей (область заглавия и сведений об ответственности, область издания, область выходных данных и др.).
Для описания определенных видов документов (изобразительных, аудиовизуальных, электронных ресурсов и т. п.) введена новая область специфических сведений: в квадратных скобках после заглавия указывается обозначение материала: изоматериал, мультимедиа, текст, электронный, и др., к которому принадлежит объект описания. Если в списке преобладает какое-либо обозначение материала (например, [Текст]), то оно может быть опущено, а остальные, например, [Электронный ресурс] приведены.
Рекомендуется набор первой строки библиографического источника с абзацного отступа, остальных – на полный формат. Как правило, выделяется заголовок записи – фамилия и инициалы авторов, или первое слово (слова) записи под заглавием. Из шрифтовых выделений рекомендуется полужирный, курсив, разреженный (через 2 пункта).
Для разграничения областей и элементов в библиографическом описании применяют специальные знаки предписанной пунктуации. Области описания отделяют друг от друга точкой и тире (. –).Чтобы различать предписанные и грамматические знаки пунктуации, оставляют пробел в один знак до и после знаков предписанной пунктуации: тире (–), одна косая черта (/), две косые черты (//), знак равенства (=), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:). Исключение составляют два знака: «точка» и «запятая» – пробел ставится только в конце.
|
|
При переносе записи на знаках =, +, /, // следует начинать ими следующую строку, однако допускается их оставлять в конце строки. Остальные условные разделительные знаки, одинаковые по форме со знаками препинания (двоеточие, точка, точка с запятой) оставляют в конце строки.
Перед знаками «одна косая черта» (/) и «две косые черты» (//) знаки препинания не ставятся, кроме точки как знака сокращения.
С прописных букв начинается первое слово каждой области, все остальные элементы записывают со строчной буквы, например, вид издания: Распространение радиоволн: учеб. пособие. Перед сведениями о лицах и/или организациях, принимавших участие в создании работы, ставится косая с пробелом до и после нее. Например: Распространение радиоволн: учеб. пособие / И. И. Иванов. После косой черты инициалы обычно идут впереди фамилии (т.е. так, как они даны на титуле). Здесь же приводятся сведения о научных редакторах, переводчиках и т.д. Сведения о редакторе обязательны для коллективных монографий и сборников.
После указания места издания перед названием издательства или издающей организации ставится двоеточие с пробелами. Например: М.: Инфра-М, 2005. При указании двух или более мест издания их разделяют точкой с запятой с пробелами: М.; СПб.
По месту расположения библиографических ссылок рекомендуется использовать подстрочные и затекстовые. Подробная подстрочная ссылка на первоисточник делается под чертой внизу той страницы, на которой заканчивается цитата или изложение чужой мысли. При подробной ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страница. Такие сноски автоматически оформляются внизу страницы функцией Вставка/Ссылка/Сноска, шрифт Times New Roman, кегль 12, обычный. Знак сноски – цифровой номер. Нумерация выбирается новая на каждой странице.
Краткая затекстовая ссылка делается в тексте сразу после окончания цитаты или изложения чужой мысли, а подробное описание выходных данных источника приводится в нумерованном арабскими цифрами списке литературы в конце дипломной работы. Эти сноски оформляются в квадратных скобках, например: [9, с. 27], где первая цифра – номер в списке литературы, через запятую – сокращенное обозначение страницы с указанием номера.
Сноски ставятся на цитаты, определения из разных источников, взятые из источников формулы, примеры, статистические данные.
При составлении библиографического описания следует пользоваться примерами, приведенными в данном пособии (прил. 8).
Оформление выпускной квалификационной работы осуществляется по уже указанным требованиям, но есть особенности: таблицы и схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц.
Приложения обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение»; если приложений несколько, то указывается порядковый номер: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.
В приложениипомещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых собирался эмпирический материал, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т. д.
Выпускная квалификационная работа должна быть сброшюрована в специальной картонной папке (папка для дипломной работы) или твердой обложке.
Консультативная работа научного руководителя включает:
· помощь в определении круга вопросов по изучению избранной темы и выбору методов исследования, подборе необходимой литературы, формировании плана подготовки и изложения работы;
· консультации в ходе выполнения работы, систематический контроль выполнения ВКР;
· проверку и оценку работы в отзыве, отражающем актуальность темы, глубину понимания проблемы, адекватность методов исследования, достоверность результатов, обоснованность выводов, степень самостоятельности и профессионализма, стиль и правильность оформления работы, значимость предложений и выводов.
Руководитель готовит письменный отзыв о завершенной работе. Затем работа рецензируется рецензентом, назначенным приказом руководителя образовательного учреждения; рецензия оформляется на бланке (прил. 7).