Опишите детскую субкультуру, ее особенности и элементы

«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития».

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.

Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир.

Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и письменные тексты – всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборники анекдотов, «гадалки».

Детская субкультура – это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком значении – это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Особенную роль в формировании детской субкультуры, по мнению Е.Ю. Копейкиной, играют пространственно-временные характеристики бытия ребенка в системе культуры - «социокультурный хронотоп». каждый ребенок «включается» в культуру своего народа через свое физическое время (возраст); через социокультурное время (культура человечества); и через историческое время и пространство этноса (местная культура). Содержание детской субкультуры составляют такие компоненты как: традиционные игры, ставшие детскими; детский фольклор; детский «правовой кодекс», раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношений со сверстниками; детский юмор, так называемый смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы); своеобразные увлечения (детское коллекционирование; способы и формы свободного времяпрепровождения).

Основными функциями детской субкультуры, по В.В. Абраменковой, являются: социализирующая; самореализации; психотерапевтическая; культуроохранительная; прогностическая. В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: