Утверждает, что этносы и этнические общ-ва как нечто целое возникают в опр. истор. ситуациях и служат реализации конкретных полит. или групповых интересов. При этом сторонники такого подхода не делают различия между этносом, народом и нацией. Представители – Ф. Барт и С. Сейднер.
Барт: отказ рассматривать этносы и нации как фиксированные. В разных контекстах, по Ф. Барту, один и тот же индивидуум вполне может выступать как носитель разной этнической идентичности, что определяется не раз и навсегда заданной структурой, но гибко меняющимися ситуациями.
Инструментализм есть способ исследования этнических феноменов в сложных общ-ах, переходящих от «государства-нации» к модели "ГО". Этнос в сложном обществе может проявлять себя в форме этнического лоббизма, этнической преступности, создания этнических сетей, помогающих своим членам продвинуться по социальной лестнице только на основании их этнической принадлежности и даже использования этнических мотивов в политических кампаниях. В сложном обществе этнос становится объектом разносторонних манипуляций. Этот момент фиксируют инструменталисты и вполне корректно его описывают.
Германская школа этносоциологии.
Термин «этносоциология» был введен на самом раннем этапе становления социологии как науки одним из социологов первого поколения Людвигом Гумпловичем (1838-1909). Гумплович является также автором термина «этноцентризм», который позже сделал популярным американский антрополог Уильям Самнер.