Вопросы для обсуждения:
1. Задачи риторики. Предмет риторики. Части риторики.
2. Роды и виды ораторской речи.
Семинар 2. История риторики
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие риторики в Древней Греции.
2. Риторика в Древнем Риме.
3. Средневековая риторика.
4. Риторика в новое время.
5. Развитие риторических традиций в России.
Семинар 3. Аппарат риторики. Инвенция
Вопросы для обсуждения:
1. Система доказательств, используемая в риторике.
2. Доводы «к вещи» (естественные и логические доказательства, логические уловки в риторике).
3. Доводы «к человеку».
4. Ссылки на авторитеты.
Семинар 4. Аппарат риторики. Диспозиция
Вопросы для обсуждения:
1. Три подхода к композиции речи.
2. Теория выдвижения.
3. Теория расположения доводов.
4. Композиция с точки зрения частей ораторской речи.
Семинар 5. Аппарат риторики. Элокуция
Вопросы для обсуждения:
1. Фигуры речи. Их структурные особенности и роль в тексте:
- фигуры прибавления;
- фигуры убавления;
- фигуры размещения.
2. Тропы речи. Их роль в риторике:
|
|
- тропы сходства;
- тропы смежности;
- тропы контраста;
- тропы тождества.
3. Грамматические тропы.
Семинар 6. Правильность и уместность ораторской речи. Красота речи. Выразительность речи
Вопросы для обсуждения:
1. Звуковая сторона речи.
2. Правильность и уместность ораторской речи:
- литературный язык и его нормы;
- культура речи оратора.
3. Красота речи. Выразительность речи:
- уместность ораторской речи;
- красота и выразительность ораторской речи;
- язык человеческого тела (невербальные средства общения).
Семинар 7. Подготовка выступления
1. Подготовительные упражнения.
2. Постановка голоса, техника речи, тренировка памяти.
Семинар 8. Подготовка выступления
Вопросы для обсуждения:
1. Техника речи.
2. Произнесение речи.
Семинар 9. Юридическая риторика
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие судебного красноречия.
2. История судебного красноречия в России.
Семинар 10. Юридическая риторика. Судебная речь как жанр ораторского искусства
Вопросы для обсуждения:
1. Отличительные черты судебной речи.
2. Богатство и выразительность речи судебного оратора.
3. Судебная речь как аргументированный текст.
4. Композиция судебной речи.
Семинар 11. Юридическая риторика. Судебная речь как жанр ораторского искусства
Вопросы для обсуждения:
1. Культура речи юриста.
2. Этика судебного оратора.
3. Подготовка судебного оратора к публичному выступлению.
План риторического анализа текста
1. Система доказательств, используемая автором текста.
Представлены ли в тексте естественные доказательства; искусственные доказательства:
|
|
- логические доказательства: доказательства, построенные на основе дедукции, либо индукции;
- присутствуют ли рассуждения с дефиницией.
Выясните, использует ли автор логические уловки:
- доводы к пафосу (угрозы и обещания);
- доводы к этосу (доводы к сопереживанию, доводы к отвержению).
Пользуется ли автор ссылками на авторитеты (доводами к доверию и доводами к недоверию) и с какой целью.
2. Композиционная организация текста.
Пользуется ли автор:
- теорией выдвижения;
- теорией расположения доводов.
Проанализируйте текст с точки зрениятеории частей ораторской речи.
Можно ли выделить в тексте:
- обращение;
- именование темы;
- повествование;
- описание;
- доказательство;
- опровержение;
- воззвание;
- заключение.
3. Выразительность и изобразительность речи.
Отметьте в тексте:
- фигуры речи (фигуры прибавления; фигуры убавления; фигуры размещения);
- тропы речи (тропы сходства, тропы смежности, контраста и тождества);
- грамматические тропы.
Представлены ли в тексте фигуры мысли.
Учебно-методические материалы
к семинарским и практическим занятиям
Оратору важно не только овладеть методикой построения выступления, правилами поведения в аудитории, навыками управления вниманием слушателей и т. п., но и научиться владеть своим дыханием, голосом, речью.
Человек, выступающий публично, должен быть не только интеллектуально развитым, но и обладать мгновенной реакцией. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы развивать свою фантазию, находчивость, остроумие и другие качества, необходимые человеку, который держит речь перед аудиторией.
Предлагаемые упражнения нужно выполнять не только в процессе подготовки к практическим занятиям и во время занятий в аудитории при изучении соответствующих разделов, все типы упражнений целесообразно выполнять систематически. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем переходить к артикуляционным упражнениям, обеспечивающим хорошую дикцию, затем – к упражнениям на интонацию и мимику.