Семинар 1. Задачи риторики. Предмет риторики. Части риторики. Роды и виды ораторской речи

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи риторики. Предмет риторики. Части риторики.

2. Роды и виды ораторской речи.

Семинар 2. История риторики

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие риторики в Древней Греции.

2. Риторика в Древнем Риме.

3. Средневековая риторика.

4. Риторика в новое время.

5. Развитие риторических традиций в России.

Семинар 3. Аппарат риторики. Инвенция

Вопросы для обсуждения:

1. Система доказательств, используемая в риторике.

2. Доводы «к вещи» (естественные и логические доказательства, логические уловки в риторике).

3. Доводы «к человеку».

4. Ссылки на авторитеты.

Семинар 4. Аппарат риторики. Диспозиция

Вопросы для обсуждения:

1. Три подхода к композиции речи.

2. Теория выдвижения.

3. Теория расположения доводов.

4. Композиция с точки зрения частей ораторской речи.

Семинар 5. Аппарат риторики. Элокуция

Вопросы для обсуждения:

1. Фигуры речи. Их структурные особенности и роль в тексте:

- фигуры прибавления;

- фигуры убавления;

- фигуры размещения.

2. Тропы речи. Их роль в риторике:

- тропы сходства;

- тропы смежности;

- тропы контраста;

- тропы тождества.

3. Грамматические тропы.

Семинар 6. Правильность и уместность ораторской речи. Красота речи. Выразительность речи

Вопросы для обсуждения:

1. Звуковая сторона речи.

2. Правильность и уместность ораторской речи:

- литературный язык и его нормы;

- культура речи оратора.

3. Красота речи. Выразительность речи:

- уместность ораторской речи;

- красота и выразительность ораторской речи;

- язык человеческого тела (невербальные средства общения).

Семинар 7. Подготовка выступления

1. Подготовительные упражнения.

2. Постановка голоса, техника речи, тренировка памяти.

Семинар 8. Подготовка выступления

Вопросы для обсуждения:

1. Техника речи.

2. Произнесение речи.

Семинар 9. Юридическая риторика

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие судебного красноречия.

2. История судебного красноречия в России.

Семинар 10. Юридическая риторика. Судебная речь как жанр ораторского искусства

Вопросы для обсуждения:

1. Отличительные черты судебной речи.

2. Богатство и выразительность речи судебного оратора.

3. Судебная речь как аргументированный текст.

4. Композиция судебной речи.

Семинар 11. Юридическая риторика. Судебная речь как жанр ораторского искусства

Вопросы для обсуждения:

1. Культура речи юриста.

2. Этика судебного оратора.

3. Подготовка судебного оратора к публичному выступлению.

План риторического анализа текста

1. Система доказательств, используемая автором текста.

Представлены ли в тексте естественные доказательства; искусственные доказательства:

- логические доказательства: доказательства, построенные на основе дедукции, либо индукции;

- присутствуют ли рассуждения с дефиницией.

Выясните, использует ли автор логические уловки:

- доводы к пафосу (угрозы и обещания);

- доводы к этосу (доводы к сопереживанию, доводы к отвержению).

Пользуется ли автор ссылками на авторитеты (доводами к доверию и доводами к недоверию) и с какой целью.

2. Композиционная организация текста.

Пользуется ли автор:

- теорией выдвижения;

- теорией расположения доводов.

Проанализируйте текст с точки зрениятеории частей ораторской речи.

Можно ли выделить в тексте:

- обращение;

- именование темы;

- повествование;

- описание;

- доказательство;

- опровержение;

- воззвание;

- заключение.

3. Выразительность и изобразительность речи.

Отметьте в тексте:

- фигуры речи (фигуры прибавления; фигуры убавления; фигуры размещения);

- тропы речи (тропы сходства, тропы смежности, контраста и тождества);

- грамматические тропы.

Представлены ли в тексте фигуры мысли.

Учебно-методические материалы
к семинарским и практическим занятиям

Оратору важно не только овладеть методикой построения выступления, правилами поведения в аудитории, навыками управления вниманием слушателей и т. п., но и научиться владеть своим дыханием, голосом, речью.

Человек, выступающий публично, должен быть не только интеллектуально развитым, но и обладать мгновенной реакцией. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы развивать свою фантазию, находчивость, остроумие и другие качества, необходимые человеку, который держит речь перед аудиторией.

Предлагаемые упражнения нужно выполнять не только в процессе подготовки к практическим занятиям и во время занятий в аудитории при изучении соответствующих разделов, все типы упражнений целесообразно выполнять систематически. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем переходить к артикуляционным упражнениям, обеспечивающим хорошую дикцию, затем – к упражнениям на интонацию и мимику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: