Содержание практических занятий, семинарских занятий и др

№ п/п Номер раздела, темы дисциплины Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия Задания для подготовки студентов к занятию
1.   Вступление (его функции, особенности, виды) Вопросы для обсуждения: 1.Сбор материала, виды планов, композиция публичной речи. 2.Способы развертывания тезиса и язык речи. 3.Виды и функции вступления. 4.Приемы привлечения внимания слушателей в начале публичного выступления. 5.Как не рекомендуется начинать публичное выступление? Задание 1. Придумайте разные формы обращения (не меньше 10) для разных ситуаций. Задание 2. Ознакомьтесь с формулами речевого этикета. Какие из них вы используете при обращении к: пожилому человеку, что бы узнать, который час; милиционеру, чтобы узнать, как проехать к нужному месту; секретарю руководителя, чтобы узнать, когда начнется совещание; руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению; преподавателю, чтобы попросить его принять у вас экзамен досрочно. Задание 3. Придумайте оригинальные названия (не меньше 5), выполняющие информативную, интригующую, назывную, рекламную, полемическую функции для выступления о проблеме равноправия полов в обществе. Задание 4. Предложите начало выступления, построенного на антитезе (противопоставлении двух противоположных мыслей или образов); сформулируйте проблему выступления. Образец: Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и … – Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся. 1.Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а… 2.В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а… 3.Наука воздействует на наш разум, а … 4.Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие… 5.Одним учеба доставляет радость, другим… Задание5. Придумайте начало выступления к следующим концовкам: правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз отрежь; людским речам вполовину верь; кто про кого за глаза говорит, тот того боится; у кого что болит, тот о том и говорит; по речи узнают человека; слово не воробей, вылетит – не поймаешь; говорить, не думая, что стрелять, не целясь; кто языком штурмует, немного навоюет.
2.   Главная часть выступления (функции, содержание, речевое оформление) Задание 1. Прослушайте (или прочитайте) речь какого-либо оратора и выделите речевые тактики, которые он использовал. Задание 2. Проанализируйте речь одного из ораторов (можно использовать: Ораторы России в Государственной Думе: В 2 т. – СПб.: СЗАГС, 2004). Выявите тему выступления, проблему, цель, целенаправленность текста, целостность, степень аргументированности, доступность изложения, композицию, риторические приемы, использованные автором. Отметьте допущенные, на ваш взгляд, недочеты, оплошности. Задание 3. Составьте небольшую речь, обращенную к своему начальнику с какой-либо просьбой (повышение зарплаты, предоставление отпуска, повышение по службе, закупка нового оборудования и т.п.).
3.   Логические и психологические доводы Вопросы для обсуждения: 1. Аргументация как механизм риторического воздействия. 2. Специфика риторических актов аргументации. 3. Коммуникативный и логический аспекты аргументации. 4. Функции аргументации. 5. Структура акта аргументации (тезис, основание). 6. Виды риторической аргументации и их выражение в языке. 7. Тактические приемы использования аргументации в актах риторического воздействия. 8. Приемы контраргументации. Задание 1. Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5 минут. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Продумайте систему логических и психологических доводов.
    Приемы, привлекающие и поддерживающие внимание аудитории Задание1. Проанализируйте речь известного оратора с точки зрения использования приемов, привлекающих и поддерживающих внимание аудитории. Задание 2 Подготовьте речь на 5 минут, используя вопросно-ответный прием, пролепсис, риторический диалог, стилистические приемы усиления эмоциональности, художественные тропы и другие приемы, привлекающие и поддерживающие внимание аудитории.
    Задачи, виды заключения публичного выступления Вопросы для обсуждения:
  1. Какие функции выполняет заключение выступления?
  2. Какие виды концовок вы знаете?
  3. Как соотносится вид заключения с типом выступления?
  4. Как не рекомендуется заканчивать публичное выступление?
Задание 1. Какие утверждения правильные? 1.концовка необходима только для больших выступлений; 2.концовка необходима в любом выступлении; 3.вывод должен быть развёрнутым; 4.юмористическая концовка действенна в любой аудитории; 5.извиняясь перед аудиторией за то, что не смог всё охватить, оратор улучшает впечатление аудитории о себе; 6.если у слушателей нет вопросов, значит, им всё понятно и выступление было удачным; 7.благодарность за внимание действенна, если оратор конкретизирует, за что он благодарен аудитории. Задание 2. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие неправильные? 1.Всё. До свидания. 2.А в заключение расскажу вам анекдот, который недавно услышал… 3.Вот и всё, что я хотел вам сказать. 4.До свидания. 5.Я закончил. 6.Вот и всё. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. 7.До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. 8.Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. 9.Всё, я закончил. Извините, если я слишком долго говорил. 10.Итак, будем работать – и всё у нас получится. 11.Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали. 12.Если есть вопросы, я готов на них ответить. Задание 3. Закончите своё выступление обращением к слушателям (что можно пожелать или посоветовать слушателям?). Закончите своё выступление обращением к слушателям благодарностью за внимание (если аудитория внимательно слушала, доброжелательно приняла, задавала интересные вопросы, продемонстрировала чувство юмора, с аудиторией было приятно дискутировать и т.п.).
    Практические правила речевого поведения Вопросы для обсуждения: 1. Общая характеристика речевого поведения. 2. Модели речевого поведения. Виды диалога. 3. Показатели личностного и ситуативного характера речевого поведения. 4. Беседа, спор, дискуссия как разновидности диалога. 5. Психотипы субъектов риторического взаимодействия. 6. Моделирование речевого поведения в диалоге. 7. Ошибки речевого поведения в диалоге. Задания для самостоятельной работы на практическом занятии Задание 1. Ниже в случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя: Экономит время, слушая рационально. Получает как вербальную, так и невербальную информацию. Рассматривает саму тему как скучную и неинтересную. Считает, что хранит композицию выступления в голове. Работает, чтобы улучшить коммуникативные навыки. Тратит время на обдумывание посторонних тем. Не хочет концентрироваться на трудных моментах. Помогает оратору. Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение. Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора. Избегает ненужного несогласия, непонимания и повторений. Расслабляется, позволяя себе отвлекаться. Видит, чувствует и слышит. Улавливает голые факты и не понимает главной идеи. Терпим к идеям, несовпадающим с его собственными. Считает скучно внимательно слушать. Отвлекается на критику оратора. Пытается осмыслить непонятное. Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов. Слишком возбужден и часто отвлекается. Проанализируйте их и запишите в следующую таблицу:
Хороший слушатель Плохой слушатель
   
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: