№ п/п
| Номер раздела, темы
дисциплины
| Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия
| Задания для подготовки студентов к занятию
|
1.
|
| Вступление (его функции, особенности, виды)
| Вопросы для обсуждения:
1.Сбор материала, виды планов, композиция публичной речи.
2.Способы развертывания тезиса и язык речи.
3.Виды и функции вступления.
4.Приемы привлечения внимания слушателей в начале публичного выступления.
5.Как не рекомендуется начинать публичное выступление?
Задание 1.
Придумайте разные формы обращения (не меньше 10) для разных ситуаций.
Задание 2.
Ознакомьтесь с формулами речевого этикета. Какие из них вы используете при обращении к: пожилому человеку, что бы узнать, который час; милиционеру, чтобы узнать, как проехать к нужному месту; секретарю руководителя, чтобы узнать, когда начнется совещание; руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению; преподавателю, чтобы попросить его принять у вас экзамен досрочно.
Задание 3.
Придумайте оригинальные названия (не меньше 5), выполняющие информативную, интригующую, назывную, рекламную, полемическую функции для выступления о проблеме равноправия полов в обществе.
Задание 4.
Предложите начало выступления, построенного на антитезе (противопоставлении двух противоположных мыслей или образов); сформулируйте проблему выступления.
Образец: Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и … – Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся.
1.Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а…
2.В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а…
3.Наука воздействует на наш разум, а …
4.Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие…
5.Одним учеба доставляет радость, другим…
Задание5.
Придумайте начало выступления к следующим концовкам:
правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз отрежь;
людским речам вполовину верь;
кто про кого за глаза говорит, тот того боится;
у кого что болит, тот о том и говорит;
по речи узнают человека;
слово не воробей, вылетит – не поймаешь;
говорить, не думая, что стрелять, не целясь;
кто языком штурмует, немного навоюет.
|
2.
|
| Главная часть выступления (функции, содержание, речевое оформление)
| Задание 1.
Прослушайте (или прочитайте) речь какого-либо оратора и выделите речевые тактики, которые он использовал.
Задание 2.
Проанализируйте речь одного из ораторов (можно использовать: Ораторы России в Государственной Думе: В 2 т. – СПб.: СЗАГС, 2004). Выявите тему выступления, проблему, цель, целенаправленность текста, целостность, степень аргументированности, доступность изложения, композицию, риторические приемы, использованные автором. Отметьте допущенные, на ваш взгляд, недочеты, оплошности.
Задание 3.
Составьте небольшую речь, обращенную к своему начальнику с какой-либо просьбой (повышение зарплаты, предоставление отпуска, повышение по службе, закупка нового оборудования и т.п.).
|
3.
|
| Логические и психологические доводы
| Вопросы для обсуждения:
1. Аргументация как механизм риторического воздействия.
2. Специфика риторических актов аргументации.
3. Коммуникативный и логический аспекты аргументации.
4. Функции аргументации.
5. Структура акта аргументации (тезис, основание).
6. Виды риторической аргументации и их выражение в языке.
7. Тактические приемы использования аргументации в актах риторического воздействия.
8. Приемы контраргументации.
Задание 1.
Подготовьте агитационную речь (убеждающую или призывающую к действию) на 5 минут. Выберите тему речи. Уточните ее формулировку. Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Продумайте систему логических и психологических доводов.
|
|
| Приемы, привлекающие и поддерживающие внимание аудитории
| Задание1.
Проанализируйте речь известного оратора с точки зрения использования приемов, привлекающих и поддерживающих внимание аудитории.
Задание 2
Подготовьте речь на 5 минут, используя вопросно-ответный прием, пролепсис, риторический диалог, стилистические приемы усиления эмоциональности, художественные тропы и другие приемы, привлекающие и поддерживающие внимание аудитории.
|
|
| Задачи, виды заключения публичного выступления
| Вопросы для обсуждения:
- Какие функции выполняет заключение выступления?
- Какие виды концовок вы знаете?
- Как соотносится вид заключения с типом выступления?
- Как не рекомендуется заканчивать публичное выступление?
Задание 1.
Какие утверждения правильные?
1.концовка необходима только для больших выступлений;
2.концовка необходима в любом выступлении;
3.вывод должен быть развёрнутым;
4.юмористическая концовка действенна в любой аудитории;
5.извиняясь перед аудиторией за то, что не смог всё охватить, оратор улучшает впечатление аудитории о себе;
6.если у слушателей нет вопросов, значит, им всё понятно и выступление было удачным;
7.благодарность за внимание действенна, если оратор конкретизирует, за что он благодарен аудитории.
Задание 2.
Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие неправильные?
1.Всё. До свидания.
2.А в заключение расскажу вам анекдот, который недавно услышал…
3.Вот и всё, что я хотел вам сказать.
4.До свидания.
5.Я закончил.
6.Вот и всё. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени.
7.До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная.
8.Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать.
9.Всё, я закончил. Извините, если я слишком долго говорил.
10.Итак, будем работать – и всё у нас получится.
11.Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали.
12.Если есть вопросы, я готов на них ответить.
Задание 3.
Закончите своё выступление обращением к слушателям (что можно пожелать или посоветовать слушателям?). Закончите своё выступление обращением к слушателям благодарностью за внимание (если аудитория внимательно слушала, доброжелательно приняла, задавала интересные вопросы, продемонстрировала чувство юмора, с аудиторией было приятно дискутировать и т.п.).
|
|
| Практические правила речевого поведения
| Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика речевого поведения.
2. Модели речевого поведения. Виды диалога.
3. Показатели личностного и ситуативного характера речевого поведения.
4. Беседа, спор, дискуссия как разновидности диалога.
5. Психотипы субъектов риторического взаимодействия.
6. Моделирование речевого поведения в диалоге.
7. Ошибки речевого поведения в диалоге.
Задания для самостоятельной работы на практическом занятии
Задание 1.
Ниже в случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохого слушателя:
Экономит время, слушая рационально.
Получает как вербальную, так и невербальную информацию.
Рассматривает саму тему как скучную и неинтересную.
Считает, что хранит композицию выступления в голове.
Работает, чтобы улучшить коммуникативные навыки.
Тратит время на обдумывание посторонних тем.
Не хочет концентрироваться на трудных моментах.
Помогает оратору.
Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение.
Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.
Избегает ненужного несогласия, непонимания и повторений.
Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.
Видит, чувствует и слышит.
Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.
Терпим к идеям, несовпадающим с его собственными.
Считает скучно внимательно слушать.
Отвлекается на критику оратора.
Пытается осмыслить непонятное.
Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов.
Слишком возбужден и часто отвлекается.
Проанализируйте их и запишите в следующую таблицу:
Хороший слушатель
| Плохой слушатель
| | | | | |