Что надо знать о вольном стихе?

Поэтов волновал вопрос: как придать стихам большую свободу, приблизить их интонацию к интонации живой ре­чи? Ведь стихами пишут не только на лирические или геро­ические темы, но и басни с их неиссякаемым юмором, и сатирические стихи и комедии, в которых герои ведут диалоги. (23) И здесь мы встречаемся с так называемым вольным разме­ром. При вольном размере в стихах есть и рифма, и внутренняя мера, но в них неупорядоченно чередуются строчки разной длины, (с различным количеством ямбических стоп). Яркий пример живой разговорной речи – басни:

Кто знатен, и силен,

Да не умен,

Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

Так начинает одну из своих басен И. А. Крылов. Под­считаем: в первой строке три стопы ямба; во второй — толь­ко две; в третьей — шесть стоп. Каким же образом почув­ствовать разговорную интонацию этих строк? Надо при исполнении уметь все строки сделать как бы равными в про­изнесении. Значит, слова «Да не умен» должны звучать ве­сомо, широко, потому что в них главный смысл басни. А третья строка шестистопного ямба наоборот, произносится легко, быстрее, проговоренная как бы в тот же отрезок вре­мени, что и вторая. Когда слова в стихах звучат разнообъемно (одни крупнее, весомее, протяженнее по времени, а другие быстрее, стремительнее, мельче), это и придает ин­тонации естественность звучания.

Надо непременно учиться тому, чтобы уметь говорить в стихах с разной скоростью произнесения слов, фраз. Ведь если чтец, взяв какую-то скорость произнесения, все время неизменно, держится ее на протяжении всего исполнения, возникает то механическое «стихоговорение», которое не имеет никакого отношения к словесному действию. «Темп должен, все время, безостановочно жить, вибрировать, до известной степени меняться, а не застывать в одной скоро­сти»10, — предупреждал К. С. Станиславский. Эти колеба­ния и дают жизнь стиху, делают его бесконечно разнообраз­ным и выразительным.

Чтобы овладеть этой гранью исполнительского мастер­ства, конечно, необходимо изучать законы создания поэтиче­ских произведений. Ведь у поэтов нет ничего случайного. Поэтому надо глубоко вникать в форму стихов и, через нее наиболее точно угадывать замысел автора и характер его стиходействия.

Попробуем, анализируя форму вольного размера басни И. А. Крылова «Две бочки», идя вслед за интонацией, под­сказанной самим баснописцем, точнее выявить и ярче выра­зить ее смысл:

Две бочки ехали: одна с вином, /пять стоп/

Другая /одна стопа/

Пустая. /одна стопа/

Вот первая себе без шуму и шажком /шесть стоп/

Плетется, /одна стопа/

Другая вскачь несется;/три стопы/

От ней по мостовой и стукотня, и гром, /шесть стоп/

И пыль столбом... /две стопы/. (24)

Ведь главная «героиня» — пустая бочка. Ее осуждает баснописец. Поэтому, представляя ее слушателю, Крылов ставит слово «пустая» в отдельную строку с одной стопой. Далее фиксирует внимание на том, что наполненная вином бочка, естественно, «без шума и шажком плетется». Слово «плетется» он опять выводит в отдельную строку. Затем, по­сле шестистопной строки, неожиданно и потому весомо зву­чит двустопная строка: «И пыль столбом». От пустого че­ловека — никакой пользы, только пыль.

При исполнении вольных ямбов следует выдерживать паузы в коротких строчках. Эти паузы (примерно равные ко­личеству недостающих стоп в сравнении с самой длинной строкой) также дают возможность достигать равновремен­ности звучания строк и помогают подготавливать слушате­лей к восприятию дальнейшего содержания.

Кто знатен и силен, /та-тА, та-тА, та-тА/

Да не умен, /та-тА, та-тА, та-тА, та-тА/

Так худо, ежели и с добрым сердцем он.

Обязательно перед исполнением басни надо точно под­считать, сколько стоп в каждой строчке. Это поможет вер­ному исполнению: ярче выявить основную мысль, добиться разговорности интонации, передать отношение баснописца к героям своего произведения, их поведению, поступкам.

Вольным ямбом написаны: грибоедовское «Горе от ума», лермонтовский «Маскарад» и другие сочинения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: