Человек как элемент системы «человек – среда»

Под системой понимается такая совокупность элементов взаимодействие между которыми адекватно целям, стоящим перед системой. Бинарная система «человек – среда» - многоцелевая. Одна из целей – это безопасность. Достижение безопасности системы «человек – среда» возможно только в том случае, если будут системно учтены особенности каждого элемента, входящего в эту систему. Характеристика человека относительно постоянны. Элементы внешней среды поддаются регулированию в более широких пределах. Следовательно, решая вопросы безопасности системы «человек – среда», необходимо учитывать прежде всего особенности человека.

Человек в системах безопасности выполняет три роли: 1) является объектом защиты; 2) выступает средством обеспечения безопасности; 3) сам может быть источником опасности.

Совместимость элементов системы «человек – среда»

Антропометрическая совместимость предполагает учёт размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы.

Соматография – это рабочий метод, заключающийся в конструировании схематических изображений человеческого тела в разных положениях во взаимосвязи с теми операциями, которые он должен выполнять.

Моделирование – это метод, в основе которого лежит использование объёмных или плоских моделей человеческой фигуры.

Биофизическая совместимость предусматривает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние человека. Особое значение имеет терморегулирование организма человека, которое зависит от параметров микроклимата. Биофизическая совместимость учитывает требования организма к виброакустическим характеристикам среды. Освещённости и другим физическим параметрам.

Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений.

Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. Зачастую человек управляет физическими процессами на расстоянии и получает информацию о ходе процесса при помощи различных приборов, т.е. он использует средства информации (средства отображения информации (СОИ)). Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать характеристики сенсорных систем организма человека.

Социальная совместимость предопределена тем, что человек – существо бисоциальное. Решая вопросы социальной совместимости, учитывают отношения человека к конкретной социальной группе и социальной группы к конкретному человеку.

Социальная совместимость органически связана с психологическими особенностями человека, поэтому часто говорят о социально психологической совместимости, которая ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах (сытый голодного не разумеет).

Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворённости человека от общения с техникой, цветового климата, от процесса труда. Для решения этого вопроса привлекают художников-конструкторов, дизайнеров.

Психологическая совместимость связана с учётом психических особенностей человека. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, психические свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. Особенностями психики обусловлены такие явления, как боязнь замкнутого пространства (клаустрофобия) или открытых пространств (агорафобия).

Тестовые задания без эталонов ответов. (20 вопросов)

001.ЗДОРОВЬЕ - ЭТО

1) синтетический показатель

2) интегральный показатель

3) вербальный показатель

4) виртуальный показатель

5) жизненный показатель

002. ПОД АДАПТАЦИЕЙ ПОНИМАЮТ

1) это защитная реакция

2) приспособительная реакция

3) иммунная реакция

4) физическая реакция

5) химическая реакция

003. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УЧАСТВУЮТ В

1) акте дыхания

2) процессе пищеварения

3) кроветворения

4) саморегуляции

5) регенерации

004. КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ - ЭТО

1) физическая реакция

2) химическая реакция

3) адаптивная реакция

4) иммунная реакция

5) реакция агглютинации

005. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ВОСПРИНИМАЮТ

1) интерорецепторы

2) экстерорецепторы

3) колбочки

4) проприорецепторы

5) стаканчики

006. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВОСПРИНИМАЮТ

1) интерорецепторы

2) экстерорецепторы

3) колбочки

4) проприорецепторы

5) стаканчики

007. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ МЫШЦ ВОСПРИНИМАЮТ

1) интерорецепторы

2) экстерорецепторы

3) колбочки

4) проприорецепторы

5) стаканчики

008. ИНФОРМАЦИЮ О ПОЛОЖЕНИИ ТЕЛА МОЗГ ПОЛУЧАЕТ С ПОМОЩЬЮ

1) интерорецепторов

2) экстерорецепторов

3) колбочек

4) проприорецепторов

5) стаканчиков

009. АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОК ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ - ЭТО

1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений

2)отсутствие раздражений

3)рецептор начинает воспринимать раздражение

4)атрофия зрительного аппарата

5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого

Правильный ответ 3

010 ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД - ЭТО

1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений

2)отсутствие раздражений

3)рецептор начинает воспринимать раздражение

4)атрофия зрительного аппарата

5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого

Тестовые задания без эталонов ответов. Вариант 2. ( 20 вопросов )

001. СПОСОБНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К РАССТОЯНИЮ ЭТО

1)аккомодация

2)ассимиляция

3)диссимиляция

4)мутация

5)статический рефлекс

002. СТРОБОСКОПИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ - ЭТО

1) движение глаза по горизонтали

2) движение глаза по вертикали

3) инерция зрения

4) кинетический рефлекс

5) нистагм

003. ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ В СЕРОМ ЦВЕТЕ - ЭТО

1) куриная слепота

2) дальтонизм

3) цветовая слепота

4) дихромазия

5) искажение преломления света

004. ЧЕЛОВЕК НЕ РАЗЛИЧАЕТ КРАСНЫЙ И ЗЕЛЁНЫЁ ЦВЕТА ПРИ

1) дихромазии

2) куриной слепоте

3) цветовой слепоте

4) сумерках

5) дальтонизме

005. С НАСТУПЛЕНИЕМ ТЕМНОТЫ ЧЕЛОВЕК ТЕРЯЕТ ЗРЕНИЕ ПРИ

1) дихромазии

2) куриной слепоте

3) цветовой слепоте

4) аномальной трихромазии тип С

5) дальтонизме

006. ФИЗИЧЕСКАЯ ОСНОВА БИНАУРАЛЬНОГО ЭФФЕКТА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО

1) звуковые колебания попадают в оба уха одновременно

2) звуковые колебания попадают в правое ухо быстрее

3) звуковые колебания попадают в левое ухо быстрее

4) звуковые колебания попадают в оба уха не одновременно

5) звуковые колебания не регистрируются ушами

007. УСТОЙЧИВУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ

1) статические рефлексы

2) статокинетические рефлексы

3) физиологические рефлексы

4) мышечные рефлексы

5) биологические рефлексы

008. РЕАКЦИЯ НА ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ, САМОВЫРАЖАЮЩИЕСЯ В ДВИЖЕНИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ

1) статическими рефлексами

2) статокинетическими рефлексами

3) физиологическими рефлексами

4) мышечными рефлексами

5) биологическими рефлексами

009. ТЕРМОРЕЦЕПЦИЯ - ЭТО

1) восприятие холода и тепла

2) восприятие боли

3) восприятие прикосновения

4) ощущение повышения температуры тела

5) ощущение понижения температуры тела

010. НОЦИЦЕПЦИЯ - ЭТО

1) восприятие холода и тепла

2) восприятие боли

3) восприятие прикосновения, давления

4) ощущение повышения температуры тела

5) ощущение понижения температуры тела


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: