Вводная часть. 1. Октановым числом (ОЧ) бензина называется показатель его де- тонационной стойкости, численно равный процентному (по объему) со- держанию изооктана в такой

Основные понятия

1. Октановым числом (ОЧ) бензина называется показатель его де- тонационной стойкости, численно равный процентному (по объему) со- держанию изооктана в такой смеси с нормальным гептаном, который при стандартных условиях испытания в специальном двигателе детони- рует так же, как и испытуемый бензин.

2. Детонация – это процесс когда степень сжатия в цилиндре дви- гателя становится больше допустимой, и при этом скорость сгорания рабочей смеси резко возрастает и достигает больше 2000 м/с.


такой, чтобы температура сжимаемого воздуха в цилиндре была больше

температуры самовоспламенения дизельного топлива, поэтому степень сжатия находится в пределах от 17 до 22.

Для определения октановых чисел автомобильных бензинов при-

меняют моторный метод с использованием установки ИТ-9-2.

Конструкция моторной установки ИТ-9-2 Установка состоит из следующих основных частей (рис. 11):

1) одноцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя с переменной степенью сжатия (= 4–10);

2) электрода переменного тока, соединенного ременной передачей

с маховиком двигателя, служащего для пуска и стабилизации числа обо- ротов установки;

3) генератора постоянного тока на 110 В, предназначенного для питания приборов;

4) конденсационного бачка системы охлаждения со змеевиком, ох- лаждаемой проточной водой, проходящей через головку блока и стенки цилиндра;

5) электромеханического датчика детонации с нагревательной спи- ралью и термоэлементом в ней, получающего питание от генератора постоянного тока;

6) магнето для осуществления зажигания бензовоздушной смеси, на щитке которого есть указатель угла опережения зажигания с неоно-


38 39


Рис. 11. Схема установки ИТ-9-2:

1 – картер; 2 – поршень; 3 – поршни-противовесы; 4 – маслонасос; 5 – электроподогреватель масла; 6 – маховик; 7 – червячный механизм передвижения цилиндра; 8 – рукоятка червячного механизма передвижения; 9 – магнето; 10 – диффузор и жиклер карбюратора; 11 – трехходовой кран; 12 – топливный бачок; 13 – воздушный бачок с электроподо- гревателем воздуха; 14 – электроподогреватель топливовоздушной смеси; 15 – конденсационный бачок системы охлаждения; 16 – выпускная труба


вой лампой, так как при изменении степени сжатия автоматически изме- няется угол опережения зажигания;

7) пульта управления с указателем оценки интенсивности детона- ции и другими приборами, а также с ручками управления;

8) системы смазки (принудительная). Масло марки МС-20 подает- ся из картера через масляный фильтр;

9) карбюратора с тремя поплавковыми камерами в виде бачков с бензином, жиклерами и распылителем.

Принцип действия моторной установки ИТ-9-2

Измерение степени сжатия осуществляется путем перемещения цилиндра, изготовленного за одно целое с головкой, в вертикальном на- правлении. В результате этого изменяется объем камеры сгорания, а, следовательно, и степень сжатия.

Изменение положения цилиндра производят с помощью червячной передачи, приводимой в действие рукояткой. Величину степени сжатия замеряют специальным микрометром.

Поплавковые камеры вместе с бачками можно поднимать или опус- кать с помощью микрометрических винтов. Это позволяет изменять со- став горючей смеси: при подъеме бачка смесь обогащается, а при опус- кании обедняется. Изменяя таким образом состав смеси, добиваются максимума интенсивности детонации. Трехходовый кран позволяет пи- тать карбюратор топливом из любого бачка. Детонационное сгорание в двигателе возникает в результате предпламенных окислительных про- цессов в несгоревшей части смеси. Скорость развития этих процессов зависит от режима работы двигателя.

Интенсивность детонации в двигателе замеряют с помощью элект- ромеханического датчика. В систему замера также входят:

генератор постоянного тока; компенсационный мостик с реостатами;

тепловой элемент и указатель детонации (рис. 12).

Датчик детонации состоит из полого цилиндра, ввертываемого в головку двигателя, с находящимся внутри стальным стержнем. Нижний конец стержня опирается на стальную упругую мембрану толщиной 0,35 мм, зажатую в корпусе монтажной гайкой, а над верхним концом расположены пластинчатые электроконтакты.


40 41



Рис. 12. Принципиальная схема приборов для регистрации интенсивности детонации:

1 – головка двигателя; 2 – мембрана; 3 – стержень; 4 – корпус датчика детонации; 5 – верхний контакт; 6 – нижний контакт; 7 – генератор постоянного тока; 8 – теплоэлемент с нагреватель- ной спиралью; 9 – термопара; 10 – указатель детонации

Для карбюраторных двигателей = 6–10; для дизельных = 17–22.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: