В цилиндрах работающего двигателя до начала рабочего хода рабо- чая смесь должна сгореть полностью, т. е. рабочий ход должен начаться в тот момент, когда днище поршня будет находиться в ВМТ. В силу этого, когда давление сгоревших газов используется полностью с начала рабоче- го хода поршня, мощность двигателя возрастает до максимальной.
Для достижения этой цели необходимо воспламенять рабочую смесь
Рис. 13. Схема оптимального угла опережения зажигания
Этот угол ð называется углом опережения зажигания, и зависит от следующих параметров: n, P,.
ð = ](n, P,),
cг
где n – частота вращения коленчатого вала; Р – нагрузка на двигатель;
|
Чем больше угол опережения зажигания, тем больше детонация, так как скорость сгорания рабочей смеси низкая. Чем меньше угол опе- режения зажигания, тем детонация меньше так как скорость сгорания рабочей смеси высокая.
Сущность определения октанового числа заключается в сравнении детонационной стойкости испытуемого бензина с детонационной стой- костью эталонных топлив с известным октановым числом на моторной установке ИТ-9-2.
|
|
Первичными эталонами являются:
при такте сжатия тогда, когда поршень до ВМТ еще не доходит на такое
изооктан (С Н
– триметилпентан) с октановым числом, равным 100;
8 18
расстояние, за время прохождения которого произойдет полное сгора-
нормальный гептан (С Н
) с октановым числом, равным 0.
7 16
ние рабочей смеси с образованием расширяющихся газов.
Этот недовод поршня до ВМТ в момент воспламенения рабочей смеси искровым разрядом называется опережением зажигания и наглядно будет измеряться углом ð между кривошипом и центральной осью дви- жения поршня в цилиндре (рис. 13).
Для текущей работы обычно используются вторичные, более дешевые, эталоны:
технический эталонный изооктан (ОЧ = 98 + 99);
эталонный бензин Б-70 (ОЧ 70);
эталонный уайт-спирит (ОЧ 22–27).
42 43
Принцип действия датчика детонации
При нормальном сгорании давление, возникающее в цилиндре дви- гателя, не в состоянии преодолеть упругость мембраны датчика детона- ции и вызвать ее колебание. Цепь тока, вырабатываемого генератором, будет все время разомкнута, и стрелка указателя детонации (УД) будет неподвижна.
При детонации стальная мембрана под действием детонационных волн прогибается, стержень движется вверх, замыкает контакты плас- тичных пружин, через которые начинает протекать электрический ток, поступающий через дополнительные сопротивления в спираль теплово- го элемента. Спираль нагревает трубу с расположенной внутри нее тер- мопарой (табл. 10).
Таблица 10