Лабораторная работа № 3
Тема занятия: Табличный процессор Excel
Цели занятия:
1. Познакомиться с интерфейсом табличного процессора Excel.
2. Освоить навыки проведения расчетов при помощи формул и стандартных функций в табличном процессоре Excel.
3. Освоить навыки построения и форматирования диаграмм в табличном процессоре Excel.
4. Освоить и закрепить навыки сортировки и фильтрации данных.
5. Научиться решать систему линейных уравнений методом обратной матрицы и по формулам Крамера в табличном процессоре Excel.
6. Закрепить навыки сохранения текстового документа.
7. Научиться самостоятельно изучать материал при подготовке к лабораторной работе.
8. Развивать техническое мышление.
Время: 180 мин. Место: компьютерный класс
Оборудование:
1. Персональные компьютеры
2. Задание к лабораторной работе (раздаточный материал)
Рекомендуемая литература:
1. Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. Под ред. С.В. Симоновича. 2 изд. – СПб.: Питер, 2009.
2. Лабораторный практикум по информатике. Учебное пособие для вузов. 2 изд. Под ред. В.А. Острейковского. М: Высшая школа, 2008.
|
|
Задание на лабораторную работу
1. Вычисление заданных функций и построение их графиков в одних осях координат
- загрузить табличный процессор EXCEL;
- вычислить значения следующих функций:
диапазон изменений х = -1.2, …, 2.2, шаг 0.1;
- построить графики указанных функций в одних осях координат с использованием Мастера диаграмм;
- переименовать рабочий лист как Задание 3-1;
- сохранить набранный документ в виде файла, под именем Задание Excel и поместить его в свою индивидуальную папку.
2. Выполнение расчетов, форматирование, сортировка и выборка данных
- построить таблицу:
№ п/п | Ф.И.О. | Дата рождения | Оклад | Надбавка | Подоходный налог | Сумма к выдаче |
Назаров Т.И. | 12.05.1986 | 2500,45 | 1300,18 | 494,08 | 3306,55 | |
Радушкевич А.Я. | 5.12.1981 | 7580,5 | 985,47 | 6595,04 | ||
Матрешкин В.П. | 24.09.1957 | 10400,12 | 4985,06 | 2000,07 | 13385,11 | |
Блохман Р.Е. | 7.06.1964 | 2005,50 | 785,92 | 5259,59 | ||
Липковский Н.Д. | 30.10.1979 | 3482,47 | 1708,20 | 674,79 | 4515,88 | |
Емельченкова О.Л. | 16.02.1976 | 5136,09 | 2500,03 | 992,7 | 6643,42 |
- отсортировать строки по фамилиям в алфавитном порядке;
- отфильтровать данные о сотрудниках по признакам:
- возраст более 30 лет;
- подоходный налог менее 900 руб.;
- переименовать рабочий лист как Задание 3-2;
- сохранить сформированный рабочий лист.
3. Формирование произвольной числовой матрицы и вычисление ее основных параметров
- перейти на следующий рабочий лист (вставить новый) и сформировать произвольную числовую матрицу размером пять строк на пять столбцов по следующему образцу:
сумма | минимум | максимум | ||||||
-4,2 | ||||||||
-17 | ||||||||
0,54 | ||||||||
5,7 | -8 | |||||||
82,6 | -9 | |||||||
сумма | ||||||||
минимум | ||||||||
максимум | ||||||||
общая сумма | ||||||||
определитель | ||||||||
обратная | ||||||||
проверка | ||||||||
- вычислить:
|
|
§ суммы элементов, минимальные и максимальные элементы в каждом столбце;
§ суммы элементов, минимальные и максимальные элементы в каждой строке;
§ общую сумму элементов матрицы;
§ определитель заданной матрицы;
§ обратную матрицу;
§ перемножить обратную и прямую матрицы и получить единичную матрицу;
- отформатировать полученную единичную матрицу (убрать нули путем перехода от общего к числовому формату чисел);
- переименовать рабочий лист как Задание 3-3;
- сохранить сформированный рабочий лист.
4. Решение систем линейных алгебраических уравнений
- перейти на следующий рабочий лист (вставить новый) и сформировать исходную систему линейных алгебраических уравнений:
- решить систему матричным методом:
§ система в матричной форме А · Х = В, где:
§ решение системы Х = А-1 · В;
- решить систему по формулам Крамера:
§ система в матричной форме А · Х = В, где:
§ сформировать четыре матрицы А, А1, А2, А3 по следующей схеме:
§ вычислить определители det A, det A1, det A2, det A3;
- вычислить корни уравнения;
- переименовать рабочий лист как Задание 3-4;
- сохранить сформированный рабочий лист.
Теоретический материал для выполнения работы