Заключение. В эпоху глобализации международное деловое общение предусматривает необходимость понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения

В эпоху глобализации международное деловое общение предусматривает необходимость понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных народов. В случае, когда деловые отношения связывают представителей народов и культур, имеющих общие корни — языковые, этнические, религиозные и другие, — эта задача решается проще. Мусульманин-предприниматель оценивает результаты своих действий не по полученной выгоде, а по принесенной пользе. Коран не осуждает богатство, напротив — поощряет материальное благополучие, но призывает на пути к нему не забывать о высших целях человеческой жизни и добиваться его в рамках божественных предписаний.

В главном источнике знаний и законов для мусульман, «книге мудрости», «ниспослан- ной человечеству, как ясное руководство и прямой путь» — Священном Коране — разъясняются также и «мирские» термины, касающиеся предоставления займа, оплаты труда, весов и меры, прибыли и убытков, купли и продажи, мошенничества и т.д. Эта информация подчеркивает важность правильных взаимоотношений между людьми для построения справедливого, стремящегося к идеалу общества. Эти отношения — неотъемлемая часть поклонения человека, исполнения воли Всевышнего. Видный исследователь-востоковед конца XIX века Чарльз Торрей посредством метафор так описал взаимосвязь между Богом и человеком в своей докторской работе «Коммерчески-теологические термины в Коране», написанной в 1892 году92: «Взаимоотношения между Богом и человеком имеют сходство с коммерцией. Аллах — «идеальный собственник». Он владеет всей Вселенной. Несмотря на ее необъятность, все подсчитано и измерено. Он установил в ней порядок и равновесие и сделал Себя образцом «честной торговли». Человеческая жизнь есть испытание, или бизнес с получением прибыли или потери. Человек, хорошо работая и выполняя свои обязанности, полу- чает свою плату от Создателя уже в этой жизни. Некоторые ошибки или долги могут быть прощены, поскольку Аллах — не жестокий кредитор. Мусульманин открывает свой счет в банке у Аллаха и вкладывает туда свои накопления и вознаграждения; он платит заранее за рай; продает собственную душу и имущество Аллаху (в смысле предания и покорения Ему во всем. — Примеч. автора).

Это сделка, которая будет процветать. Неверующий же отклонил соглашение с Богом и продал свою жизнь за несерьезную цену, и в результате — он банкрот. В конце этого мироздания Аллах проведет расчет со всеми людьми. Их дела будут проверяться по Книге деяний, взвешиваться и оцениваться по соответствующей плате, никто не будет обманут. Верующий и неверующий получат свою заслуженную награду»94. Только честная торговля и бизнес в широком понимании рассматриваются в исламе как средство поиска щедрости Бога, форма ибадат — поклонения Аллаху. Разрешено даже объединять паломничество в Мекку с торговлей. Это дает основание сделать вывод, что только жизнь в ее полном проявлении, как в духовном, так и экономическом смысле, угодна Богу. Тенденция развития событий на Ближнем Востоке показывает, что Запад проявляет большой интерес к странам мусульманского мира, как имеющим огромный ресурсный и финансовый потенциал для развития международной торговли, а страны Ближнего Востока, в свою очередь, заинтересованы в поддержании экономической стабильности и интеграции с другими странами, в том числе и Россией. Знание специфики местного бизнеса позволяет бизнесменам получить реальные преимущества. В то же время дефицит достоверной информации об исламе, а зачастую, наоборот, целенаправленное искажение фактов имеет место в современном информационном пространстве. Вследствие этого для достижения взаимопонимания и решения совместных проблем изучение и понимание исламской этики необходимо как немусульманам, так и мусульманам непосредственно. В этом исследовании была сделана попытка восполнить пробел в отношении изучения этических ценностей исламской экономической доктрины, играющих определяющую роль в формировании хозяйственных отношениях и ведения бизнеса мусульманами. С другой стороны, этика бизнеса в России проходит стадии становления.

Постепенно в многонациональной и поликонфессиональной России меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении. Бизнесмены все активнее обращаются к ценностям и традициям, заложенных в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии. Сегодня все больше мусульман-предпринимателей озабочены вопросами, связанными с дозволенным и запретным поведением в бизнесе, правильными взаимоотношениями с партнерами. Ведь торговля, финансы, производство — это не просто отрасли экономики, это особый мир со своей системой ценностей, типом поведения, профессиональным и общественным опытом. Этика труда и предпринимательства в мусульманском мире, на наш взгляд, сродни традициям русского предпринимательства, в частности традициям старообрядчества, где базовыми ценностями являются повседневное трудолюбие и добросовестность, честность и выполнение долга. А это значит, что есть точки соприкосновения для создания крепких, стабильных, доверительных взаимоотношений в построении нравственного, этически корректного бизнеса.


Библиография

1. Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517 гг.). М., 2001.

2. Фон ден Берг. Основы начала мусульманского права согласно учению имама Абу Хани- фы. СПб., 1882.

3. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей под ред. А.И. Ио- новой. М., 1985. Хуссейн Хамид Хассан. Право на труд в исламе. Новосибирск, 1996.

4. Хуссейн Хамид Хассан. Право на частную собственность в исламе. Новосибирск, 1996.

5. Хаммудах Абдалати. Ислам, какой он есть. Баку, 1999.

6. Ислам и политика. Под ред. Г.В. Миронова. М., 2001.

7. Льюис, Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к пони- манию. М., 2001.

8. Современный ислам, человек и общество / А. И. Ионова, А.К. Султангалиева, П.С. Юсу- пов. М.: Знание, 1991.

9. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.

10. Жмуйда Л.В. Исламские принципы в экономике Пакистана. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

11. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.

12. Полонская Л., Ионова А. Концепции «исламской экономики»: социальная сущность и по- литическая направленность // Мировая экономика и международные отношения. 1981. №3. С. 113—119.

13. Гукасян Г.Л., Смирнова Г.И. Некоторые аспекты деятельности исламских банков с уча- стием капитала нефтеэкспортирующих стран Аравийского полуострова (на примере Саудов- ской Аравии и Кувейта) // Арабские страны: Проблемы социально-экономического и обще- ственно-политического развития. Вып. 2. М., 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: