Исламская концепция бизнеса

ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Риторика делового общения в исламском мире

Выполнили студенты 404 группы:

Левицкая

Дарья

Шиповников

Дмитрий


Оглавление

1. Введение............................................................................................................... 3

2. Исламская концепция бизнеса..................................................................... 4

2. Принципы построения этичного бизнеса.................................................. 8

3. Характеристика делового мусульманина.............................................. 12

4. Отношение к деловым женщинам............................................................. 14

5. Заключение....................................................................................................... 17

6. Библиография................................................................................................... 19


Введение

Укрепление политических и экономических связей России и стран Ближнего Востока открывает широкие перспективы для взаимовыгодного сотрудничества в области финансов и экономики. Ближний Восток располагает необходимым капиталом для инвестиций, и при благоприятных условиях движение этого капитала может быть направлено в российскую экономику. Привлекая финансовые ресурсы мусульманских стран, российские бизнесмены будут иметь дополнительный бонус, если научатся сотрудничать с партнерами, при- держивающимися иного мировоззрения и деловой этики, учитывая их национальные осо- бенности ведения бизнеса.

Смесь мусульманской и персидской культуры делают исламский мир уникальным явлением в деловом сообществе.

Анализируя влияние религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоретики исследовали взаимосвязь между предписаниями ислама, его духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее экономического поведения. В результате исследования были раскрыты основные черты характера и добродетели, которые формируют личность, способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и предприимчивую. Изменилось также отношение к труду и трудовой активности. Умение производительно трудиться на благо самого себя, семьи и общества неизменно возводится исламом в ранг нравственного долга.

Именно в мире ислама в ходе его модернизации многое делается для социализации экономической деятельности. Здесь сливаются усилия религиозных и государственных деятелей, ученых и деловых людей. Вся эта работа вот уже несколько лет происходит под руководством таких известных и влиятельных людей, как наследный принц иорданского коро-левства Эль Хасан Бин Талал, герцог Эдинбургский Филипп, сэр Эвелин де Ротшильд, а также многочисленных форумов и фондов.


Исламская концепция бизнеса.

Нравственность — основа исламского бизнеса

В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество этических, нравственных ценностей перед материальными, экономическими благами, а Священный Коран отличается от других боговдохновенных текстов тем, что в нем содержится не повествование от третьих лиц, а непосредственно слова Бога, обращенные к человечеству. Коран для мусульман является также источником их морально-нравственного поведения в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Задолго до начала эпохи колониализма в мусульманском мире существовала гибкая коммерческая техника, действовали системы векселей, аренды, залога, санкционированные мусульманским правом и воспринимавшиеся мусульманами в общем контексте запретов и предписаний, определенных Аллахом.

В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотивация, поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни. Такое стимулирование происходит как посредством внутреннего убеждения, так и с помощью религиозных обрядов. Цель состоит в том, чтобы каждый человек имел постоянное намерение к духовному совершенствованию и стремился к обретению милости Аллаха, подчиняясь Его наказам.

Наконец, этика в исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Нравственная сторона жизни строится на осознании и вере в божественную справедливость, проявление которой неминуемо, в результате чего каждого ожидает либо наказание за бесчестие и произвол, либо вознаграждение за праведность и благородство.

Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изначально все богатства мира принадлежат Аллаху, Который предал их во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относится к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.

Понимание нежелательных последствий ссудного процента в кредитных отношениях не

только объясняет причины запрета традиционных банковских операций, но и обосновывает создание альтернативной системы, которая соответствовала бы духу ислама.

Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность использования категории ссудного процента в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:

• нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплатить заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков;

• рост потребительских, государственных и международных долгов;

• нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;

• концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;

• увеличение темпов инфляции. Исламская концепция этики предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:

• мусульман друг перед другом;

• всех перед законом и правосудием;

• мужчины и женщины перед Богом;

• социальной ответственности. Основные установления шариата остаются неизменными с начала возникновения и до настоящего времени.

Ислам — это больше чем вера. В нем соединяются как экономическая и политическая система управления государством, так и образ жизни каждого члена общества. Экономические отношения регулируется моральными нормами и инструментами, которые направлены на развитие экономики, оптимальное использование ресурсов, защиту человеческих прав. Известный востоковед В.В. Бартольд в свое время точно подметил: «Христианин, чтобы исполнить требования своей веры, должен забыть себя ради Бога и ближнего; от му- сульманина его закон требует, чтобы он среди своих дел не забывал ни Бога, ни ближнего, совершал в положенное время молитву и отдавал часть своего имущества в пользу бедных». Несмотря на существенные различия в уровне жизни, местных национальных традициях и исторической судьбе, в результате длительного и сложного процесса синтеза культур втянутых в орбиту ислама народов, создается единая общемусульманская культура, опреде- лившая на многие века мировоззрение, жизненный уклад, нравственные нормы этих народов, их идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения.

В отличие от нашего законодательства, в котором право определяется общественной моралью, в религиозном, наоборот, божественные законы полностью формируют моральные

ценности и предпочтения. Учение об источниках мусульманского законодательства относится к наиболее разработанным в науке мусульманского права. Шариат охватывает весь спектр мусульманской юриспруденции, который освещает как светские, так и религиозные вопросы. Шариат — это комплекс предписаний, закрепленных прежде всего Кораном и сунной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их по- ведение16. Коран представляет собой Священное Писание — Слово Аллаха, а сунна является жизненной практикой Пророка Мухаммада, посланника Аллаха, его поступками и изречениями, разъясняющими божественное откровение. Влияние этих правовых источников на жизнь целых народов, исповедующих ислам, столь продолжительно и глубоко, что психологию и логику поведения мусульманина можно понять только с учетом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование личности, а в этом отношении первостепенное значение Корана и сунны неоспоримо. В мусульманском воззрении установилось общее терминологическое определение шариата как совокупности норм и предписаний, обязательных или желательных для соблюдения, установленных Аллахом и переданных людям через Пророка Мухаммада. Цели и ориентиры шариата свидетельствуют, что шариат — это не только религиозное явление, но и достаточно гибкая система, обращенная к земным проблемам, ко всем сторонам бытия. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, обряды, и праздники, и многое другое, определяющее поведение верующих и жизнь мусульманской общины. Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата. Фикх содержит оценочные категории: разрешаемые действия (халяль) и запретные действия (харам), одобряемые (мунтахаб) и порицаемые (макрух). Целью любого законодательства, божественного или светского, является регулирование отношений между членами общества, различных его структур и достижение справедливости. Нормы шариата отличаются от разработанных и принятых уполномоченными органами законотворческой структуры тем, что они созданы Аллахом и закреплены в Коране и сунне, а следовательно, являются для адептов ислама вечными и неизменными.

По мнению авторитетных исламских богословов, шариат призван служить интересам человека и удовлетворять его мирские потребности, одни из которых являются жизненно необходимыми, другие облегчают его существование, а третьи могут считаться излишками.

Одновременно предполагается, что любая исламская норма нацелена на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей шариата: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности.

Шариат устанавливает для мусульман нормы сельскохозяйственной деятельности, условия аренды и составления земельного кадастра, в нем рассматриваются вопросы производства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев, нормы, регулирующие финансовые и торговые операции.

Проникновение европейских экономических теорий и финансовых институтов в мусульманские страны внесло существенные коррективы в хозяйственную жизнь общества, однако целый ряд ее сфер остался в зоне действия экономических представлений шариата. Это относится, прежде всего, к моральным мотивациям экономического поведения, а также и к некоторым социально-экономическим и коммерческим институтам, например кредитно-финансовой системе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: