1. Определение понятий с примерами.
Иллюстрация - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. (Пример: показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.)
Демонстрация (лат. Dēmonstrātiō — «указывание», «показывание») — наглядный показ, представление чего-либо; в педагогике используется наряду с объяснением. (Пример: показ презентаций, фильмов).
Анализ (др.-греч. ἀνάλυσις — разложение, расчленение) — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. (Пример: тема урока «Языки программирования», мы анализируем тему и выделяем отдельную часть «Pascal ABC», которую изучаем более подробно).
Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. (Пример: изучаем темы: «Pascal ABC», «C++», «C#», в конечном счете объединяем в одну «Языки программирования»).
Индукция (от лат. Inductio – наведение) – это переход в процессе познания от частного знания к общему; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. (Пример: арифметическая прогрессия)
|
|
Дедукция (от лат. Deductio – выведение) – переход в процессе познания от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. (Пример: если число делится на 2 без остатка, то оно четное. 18 делится на 2 без остатка. Значит 18 – четное число).
Аналогия (др.-греч. ἀναλογία — пропорция, соответствие, соразмерность) — подобие, равенство отношений; сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения. (Пример: язык программирования Pascal и Pascal ABC, аналогичная структура записи программы).
Абстракция (от лат. Abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование — теоретическое обобщение как результат такого отвлечения. (Пример: написание функции, пригодной для многих задач).
Конкретизация - наполнение схематизированной когнитивной картины какого - либо предмета частными признаками, за счет чего оказывается возможным движение от одной схемы к другой, более оптимальной для решения конкретных задач. (Пример: в этой задаче мы будем использовать циклы, конкретизируем, цикл с предусловием «while»).
2. Игровые методы на уроках информатике (9 класс):
Сегодня на уроке мы поиграем в увлекательную игру. Каждый играет сам за себя! Для на чала мы сыграем в игру «Веришь не веришь», а потом - «Кто был папой?» за каждый правильный ответ будет начисляться бал, по итогам, подсчитаем количество балов, 2 человека набравшие большее количество балов получат по 5 и приз, 2 – набравшие чуть меньше количество балов получат по 4 и приз, а остальные поощрительные призы.
|
|
«Веришь – не веришь»
1. Верите ли вы, что к материнской плате одного ПК можно подсоединить жесткий магнитный диск другого ПК и сделать так, чтобы на первом ПК было 2 жестких диска? (да)
2. Верите ли вы, что на старом механическом вычислительном устройстве – арифмометре – можно было умножать восьмизначные числа на четырехзначные? (да)
3. Верите ли вы, что в Великобритании есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер? (нет)
4. Верите ли вы, что на логарифмической линейке, на которой умели считать ваши родители, бабушки и дедушки, точность вычислений составляла 3 знака после запятой? (да)
5. Верите ли вы, что были первые модели ПК, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск? (да)
6. Верите ли вы, что ОС Windows допускает, чтобы в одной папке находились файлы список.doc и Список.doc? (нет)
7. Верите ли вы, что в СУБД ACCESS в одной таблице могут быть поля с именами Наименование и НАИМЕНОВАНИЕ? (нет)
8. Верите ли вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования? (да)
9. Верите ли вы, что в программе Excel можно указать адрес ячейки в виде R4C2? (да)
10. Верите ли вы, что после дефрагментации диска объем свободного места на диске станет больше? (нет)
«Кто был папой?»
1. Н. Винер | 1. Алгоритм нахождения НОД двух чисел. |
2. Б. Гейтс | 2. Алгоритмический язык. |
3. Герон | 3. Телеграфный код. |
4. Евклид | 4. Microsoft. |
5. А.П. Ершов | 5. Norton Commander. |
6. А.С. Лебедев | 6. c2=a2+b2 |
7. С. Морзе | 7. Счетные палочки. |
8. П. Нортон | 8. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, … |
9. Пифагор | 9. SQRT(p(p-a)(p-b)(p-c)) |
10. Фибоначчи | 10. Большая электронно-счетная машина (БЭСМ)/ |
11. Н. Вирт | 11. Windows. |
12. Дж. Непер | 12. ЯП Паскаль. |
13. Microsoft | 13. Кибернетика. |
Ответы: 1 – 13, 2 – 4, 3 – 9, 4 – 1, 5 – 2, 6 – 10, 7 – 3, 8 - 5, 9 - 6, 10 – 8, 11 – 12, 12 – 7, 13 – 11
3. Семинарское занятие по информатике (9 класс).
Тема: «Архитектура ЭВМ»
Вопросы:
1) Основные правила пользования компьютером.
2) Правила техники безопасности при работе с ПК.
3) «Внешнее» строение ПК.
4) «Внутреннее» строение ПК.
5) Характеристики ПЭВМ.
4. Лабораторная работа по информатике (9 класс):