Возникновение и этапы развития маркетинга

Нередко смысл слова «маркетинг» интерпретируют как обычное умение предприимчиво и толково вести дело или как общее понимание экономических методов управления, прежде всего управления сбытом продукции производителя. Однако это лишь упрощенное житейское толкование данного понятия.

Маркетинг представляет собой весьма многогранное явление. Многочисленные дефиниции маркетинга, которых насчитывается более двух тысяч, могут быть объединены в две крупные группы - классические и современные[1].

В качестве примера классических определений (зарубежные специалисты называют еще эти определения ограниченными) можно назвать следующие:

- предпринимательская деятельность, управляющая продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю (пользователю);

- социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.

Такое представление о маркетинге является ограниченным по ряду параметров: сведение маркетинга исключительно к товарам и услугам, преувеличение роли сбыта, игнорирование некоммерческих сфер деятельности, усеченное представление о важности взаимодействия продавцов и покупателей и т.д.

Указанные недостатки преодолеваются в современных определениях маркетинга (их называют еще обобщенными). Приведем ряд современных определений с тем, чтобы показать как можно более полно их разнообразие, начиная от сверхобщих и заканчивая такими определениями, формулировки которых включают все необходимые атрибуты маркетинга и позволяют пользоваться ими в практической маркетинговой деятельности.

Маркетинг - это «вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Ф. Котлер).

Маркетинг – «...процесс или направленность действий в сфере бизнеса» (Г.Дж. Болт).

Маркетинг – «это искусство предложить потребителю товар или услугу, которая будет пользоваться спросом, правильно назначить цену, подобрать каналы сбыта и организовать рекламную кампанию» (Р. Хизрич, М. Питерс).

Маркетинг – «это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, предприятия, людей, территории и идеи посредством обмена» (Дж.Р. Эванс, Б. Берман).

Маркетинг "представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций" (Американская ассоциация маркетинга).

Таким образом, в настоящее время среди экономистов нет единого мнения по определению маркетинга. Однако, несомненно, главным его атрибутом является ориентация на потребителя. Маркетинг как деятельность в сфере рынка и сбыта предназначен, с одной стороны, для целей исследования рынка, спроса на товар, желаний покупателей, учета всего этого в деятельности производителя, а с другой - для активного воздействия на эти компоненты на основе комплексного изучения и прогнозирования рыночной конъюнктуры, выявления неудовлетворенного спроса, планирования товарного ассортимента, оптимизации каналов распределения, стимулирования сбыта, осуществления ценовой политики, соответствующего воздействия на организацию и управление производством. Маркетинг можно трактовать как рыночную философию, стратегию и тактику поведения на рынке, причем не только производителей, поставщиков и посредников, но и потребителей, практических экономистов, ученых и непременно органов государственной власти и управления. Также под маркетингом можно понимать комплекс определенных функций, вид профессиональной деятельности по продвижению продукции на рынке, систему управления (менеджмента), образ мышления, стиль поведения, науку, изучающую рынок, и учебную дисциплину[2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: