Описанные процессуальные образования присутствуют во всякой человеческой деятельности. Исключения связаны с отдельными ее структурными моментами, которые деятель не создает, а находит в готовом виде в природе: он может обходиться "естественными орудиями" - собственными органами чувств и движения, использовать предмет труда, данный природой, эксплуатировать природные "мозговые органы".
С другой стороны, при ограничении анализа деятельности актами, выполняемыми одним индивидом, многие процессуальные компоненты кажутся также утраченными. Достаточно, однако, рассмотреть их в целостной системе деятельности, выполняемой с участием других людей ("коллективного субъекта"), чтобы все они предстали в полном составе.
Участие других людей в деятельности индивида приводит к необходимости введения группы понятий, связанных с самостоятельностью ее выполнения. Разделение процесса деятельности может идти по разным линиям.
Сохранение или отчуждение актов, связанных с созданием и применением стимульного средства, побуждающего субъекта начать деятельность, определяет наличие у этой деятельности качества инициативной самостоятельности.
|
|
Деятельность индивида может быть самостоятельной (несамостоятельной) в том отношении, что кто-то другой не берет (берет) на себя существенную часть актов по обследованию ситуации, в которой должна развернуться деятельность, сообщая ему лишь их конечный результат.
Другой человек может также интерпретировать ситуативную информацию, помогая принять решение о необходимом способе действий.
Возможно также отчуждение тех или иных компонентов контрольного акта. Особым случаем здесь является дублирование другим человеком контролирующих операций основного деятеля с целью повышения их надежности.
Разделение деятельности идет также в отношении ее исполнительной части, из которой могут выпадать значительные группы операций. Можно говорить и о несамостоятельности деятельности в том смысле, что другие субъекты выполняют целые совокупности действий, входящих в нее. Выпадение из деятельности субъекта значительного объема ее операционного состава характеризует и применение машин.
Разумеется, все это не означает, что деятельность индивида лишается ориентировочной или исполнительной части: они обязательно сохраняются, правда, в редуцированном и измененном составе операций.
Если задаваться вопросом о субъекте тех или иных подготовительных функциональных блоков, то приходится иметь в виду уже другой аспект самостоятельности.
Такой подход к анализу учебной деятельности в принципе обеспечивает решение вопросов, связанных с созданием исчерпывающей классификации типов учения и самообучения.
|
|
Вопросы и задания для самопроверки
Можно ли подвергать структурному анализу деятельность? Поясните свой ответ.
Определите понятия структурных моментов деятельности - "субъект", "предмет", "средство", "продукт". Почему они считаются внутренними структурными моментами?
Как соотносятся понятия "субъект" и "человек"?
Почему "внешние условия" деятельности названы внешними? По отношению к чему они являются внешними? Как они подразделяются?
По какому логическому основанию выделены "единицы" в триаде А.Н.Леонтьева? Назовите их.
Какое еще используется логическое основание при анализе процесса человеческой деятельности?
Дайте развернутое определение понятия "ориентировочная основа действия". Какие варианты могут быть выделены в данном понятии?
Каково соотношение понятий "ориентировочная основа действия", "ориентировочная часть действия", "умение"?
Сравните содержание ориентировочной части действия с содержанием контрольной его части. Каковы различия между ними?
Требуется ли ориентировка перед выполнением корректировочной части действия? Поясните свой ответ.